Когда Яна Симагина была еще школьницей, она решила, что обязательно станет учителем. И девушка шла к своей цели. Два года назад Яна Симагина вновь перешагнула школьный порог, но уже в другом статусе.
Итак, знакомьтесь: молодой специалист, который ведет уроки у младших школьников, «земский учитель» и призер районного конкурса «Педагог года». Это все о Яне Сергеевне.
В преддверии Дня учителя расскажем о пути в профессию Яны Симагиной, ее опыте работы с ребятами разных возрастов и любимом «боевом» классе.
Нашла себя в народных танцах
Яна Симагина родилась в поселке Лежнево Ивановской области. Она училась в местной школе №10 и была старательной ученицей. Особенно Яне нравились такие предметы, как русский язык и литература.
В школьные годы Яна принимала участие в олимпиадах, в том числе областных. На одной из них — по литературе — ученица стала призером.
— К областному этапу олимпиады я серьезно готовилась. Мне помогала учитель, которая давала дополнительные задания для отработки. Однако она и спрашивала на уроках с меня больше. Но это меня не пугало, а только стимулировало. Я все больше времени посвящала учебе, — вспоминает Яна Сергеевна.
Но и на дополнительные занятия она находила свободные минутки. Четыре года Яна Симагина занималась в художественной школе. Рисовала она хорошо, вот только этот вид творчества ей в итоге оказался не по душе.
Затем Яна вошла в состав лежневского ансамбля «Родник». Народные танцы ей настолько понравились, что девушка занималась ими больше десяти лет — до окончания университета.
В составе ансамбля «Родник» Яна побывала на многих фестивалях и конкурсах. Коллектив выступал не только в Ивановской области, но и в Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Ярославле и других городах. Домой «Родник» возвращался с наградами различного достоинства.
Первая учительница
Близилось время, когда нужно было определяться с будущей профессией. Яна сказала своим родным, что планирует поступать в педагогический вуз. Однако взрослые стали ее отговаривать.
— В семье мне говорили, что профессия тяжелая, неблагодарная, что лучше будет пойти по стопам родителей — стать, например, бухгалтером или врачом. А вот моя первая учительница меня поддержала. Для меня Любовь Юрьевна Сизова всегда являлась примером. Для своих учеников она была второй мамой. Педагог располагала к себе, к каждому ребенку находила подход, с пониманием относилась к детям. Мне это особенно запомнилось, и я все же решила пойти по ее стопам. После окончания школы я пришла к моей первой учительнице и спросила совета, стоит ли поступать в педагогический. Я помню, как Любовь Юрьевна мне тогда сказала: «Делай так, как решила. Не пожалеешь». За эти слова и за бесценный труд я хочу сказать моей первой учительнице большое спасибо, — добавила Яна Сергеевна.
Первые шаги в профессии
Она уверенно подала документы в Шуйский педагогический университет на два профиля — дошкольное и начальное образование — и была зачислена на первый курс. Огромную роль при поступлении сыграли золотая медаль, полученная в школе, и дополнительные баллы за победу на областной олимпиаде.
Университетскую жизнь Яна Симагина до сих пор с теплотой вспоминает. На девушку обратили внимание, когда она впервые выступила на конкурсе «Студенческая осень». Яна представила народный танец, который запомнился зрителям. Далее ее стали приглашать и на другие мероприятия, концерты.
Позже девушке предложили на базе университета создать собственный танцевальный коллектив. В его состав вошли студентки с разных курсов. Девушки под руководством Яны Симагиной ставили номера, представляли их на «Студвесне», выигрывали призы.
Также будущий педагог была задействована и в общественной жизни университета. Она проводила Дни открытых дверей, знакомила первокурсников с вузом, помогала студенческому совету на всех мероприятиях.
Затем наступил период, когда нужно было делать первые шаги в профессии. Студентов отправили на практику, которая была организована в детском лагере «Березовая роща».
— Нам по 18-19 лет, и мы видим 60 первоклассников, которые приехали на отдых в лагерь. Было действительно страшно, потому что на нас лежала большая ответственность. Но мы этих ребят в итоге смогли организовать и увлечь. Время и для нас, студентов, и для детей пролетело незаметно. Далее я проходила практику в шуйской школе. Со второй недели я вела уроки самостоятельно. Учитель тогда сказала, что видит во мне уверенность, потенциал и что я уже готова преподавать. Я смело встала у доски, — сказала Яна Сергеевна.
«Земский учитель»
Пандемия коронавируса началась внезапно. Студентов перевели на дистанционное обучение. Тогда Яна Сергеевна решила совмещать вуз и работу. Она трудоустроилась в лежневский детский сад. В нем девушка работала, когда училась на четвертом и пятом курсе.
— В тот момент я чувствовала, что еще не готова стать учителем. Но как только я получила диплом о высшем образовании, поняла, что время пришло. Тогда я узнала и о программе «Земский учитель», стала ее участницей. На выбор у меня было две школы — в Кохме и в деревне Коляново. Я выбрала Коляновскую среднюю школу, куда трудоустроилась учителем начальных классов. В образовательном учреждении я работаю третий год, — отметила Яна Сергеевна.
Педагог начала вести уроки у ребят четвертого класса. Она признается, что первые дни и недели было особенно тяжело. Молодой специалист привыкала к ребятам, а они к ней. «Спустя какое-то время я поняла, что где-то можно было по-другому выстроить работу. Но для того и нужен опыт, чтобы со временем осознать ошибки и исправить их. Тем не менее, я рада, что мне предоставили возможность вести уроки именно у четвертого класса. Это уже ребята самостоятельные. Им не требуется адаптация, как первоклашкам. Коллектив школы тоже тепло меня принял. По всем вопросам помогали коллеги и наставник Ирина Игоревна Башарина», — подчеркнула Яна Сергеевна.
В прошлом году учитель начала вести уроки у ребят, которые еще недавно были воспитанниками детского сада. В первый класс были зачислены 28 детей, большинство из которых мальчишки.
Яна Сергеевна говорит, что у нее «класс боевой» — много ярких личностей, которые могут добиться высот в учебе, творчестве и других направлениях. Также среди ребят есть спортсмены, занимающиеся карате, самбо, плаванием, спортивной и художественной гимнастикой и не только.
К каждому из своих учеников педагог ищет подход. Она старается «зажечь» в глазах ребят искорки, а в их сердце — доброту.
В постоянном стимуле
Также Яна Сергеевна вошла в состав Совета молодых педагогов Ивановского района. Она активно участвует в мероприятиях, которые его представители проводят. Учитель не раз была на лекциях опытных работников сферы образования, на открытых уроках педагогов со стажем, проходила с другими молодыми специалистами познавательные квесты и отправлялась в интересные поездки. Яна Сергеевна говорит, что все эти события имеют большое значение, ведь дают новые знания.
А еще Яна Симагина в прошлом году стала участником районного этапа областного конкурса «Педагог года» в номинации «Педагогический дебют». Она признается, что с большим волнением ждала его начала.
— Мы должны были представить свои методы и приемы работы. Также я давала открытый урок по математике. К большой радости, мне предоставили возможность поработать с моими учениками. Мы разыграли урок-сказку «Курочка Ряба». Настоящие яички мы считали, красили, перекладывали. В рамках мастер-класса для коллег и членов жюри я показывала, как можно решать нестандартные задачи по математике разными способами. Мы соотносили их с жизненными ситуациями. Главная моя цель была показать, что математика везде нужна, — отметила учитель.
По итогам конкурса Яна Сергеевна заняла второе место. Она предполагала, что будет не в числе последних, так как ко всем этапам серьезно готовилась.
— Конкурс мне дал знакомство с новыми людьми, определенный опыт. А, главное, я еще раз убедилась, что правильно выбрала жизненный путь. Моя профессия не дает расслабиться ни на минуту. Я не в постоянном напряжении и стрессе, а в постоянном стимуле. Мне хочется развиваться, видеть результат. Любая другая профессия, которую бы я могла на себя примерить, мне бы точно не подошла. Я не представляю себя ни в чем другом, кроме преподавания. Мне нравится, когда я вижу от детей отдачу и понимаю, насколько я для них полезна. Я ребятам передаю знания, и они их с благодарностью принимают, — добавила педагог.
Алена КОРОЛЕВА
Фото из личного архива Яны Симагиной