12 июня – особая дата для кохомчан. Ведь они отмечают не только День России, но и день их родного города. Поэтому мы сегодня расскажем о…
12 июня – особая дата для кохомчан. Ведь они отмечают не только День России, но и день их родного города. Поэтому мы сегодня расскажем о хранителях традиций и истории этого славного города.
Музей начался с газетных публикаций
В 2019 году муниципальный музей Кохмы отметил уже одиннадцатую годовщину со дня своего открытия и даже странно вспоминать, что вокруг его создания велись споры. И мнения высказывались самые разные. Хотя сегодня учреждение – одно из городских достопримечательностей.
С гордостью отметим: первая серьезная публикация «Строка в биографию региона», посвященная МИГОК, вышла в 1989 в газете «Наше слово» (тогда «Красное знамя»), а написала ее сегодняшний директор музея Наталья Цикулина. Сразу после выхода этой публикации сотрудники центра внешкольной работы начали формирование школьного музея. Вот как вспоминает Наталья Цикулина о тех событиях:
– Хотелось собрать воедино сведения, показать вчерашний и сегодняшний день со всех сторон, обратить внимание на факты, которые замалчивались, умалялись. Было жаль, что мы почти ничего не знаем о Кохме. Хочется заметить, что о собственном кохомском музее мечтали еще краеведы 20-х годов прошлого века, и не просто мечтали, а собирали материал, но осуществить мечту им так и не удалось.
Домом стало училище Ясюнинских
Работа по формированию музейных фондов продолжалась почти двадцать лет. Сначала в 1990 году был организован музей истории Кохмы в Центре внешкольной работы. В 1996 году он был паспортизирован и включен в состав школьных музеев Ивановской области. Его экспонаты и стали основой будущего муниципального музея, днем рождения которого принято считать 16 января 2008 года, хотя зарегистрирован он был еще в мае 2007 года. Прописался кохомский «храм муз» на улице Советской в здании, построенном в конце 19 века купцами Ясюнинскими по проекту архитектора Залесского для Кохомского министерского двухклассного училища.
Вот какими словами описывает открытие известный кохомский краевед Юрий Махаев:
– Примерно к 2004 в дар музею были переданы оставшиеся экспонаты музея революционной, боевой и трудовой славы текстильщиков Кохомского хлопчатобумажного комбината. Новая городская достопримечательность сразу встала на ноги, началось пополнение фондов новинками. Сразу были открыты две выставки – дореволюционный период и период советского времени. Постоянно организовывались экспозиции, приуроченные к знаменательным датам или датам из биографии знаменитых людей.
Стоит сказать, что за годы фонды музея значительно расширились и пополнились. Сегодня музей просто не узнать! Были собраны экспонаты, показывающие городской округ как один из замечательных областных культурных и исторических центров области. Выставлены предметы, имеющие непосредственное отношение к быту русского народа, творчеству местных художников, поэтов и писателей, мастеров-умельцев. Ежегодно здесь проходит около десятка выставок.
Музей сегодня
Сотрудников в штате учреждения немного: директор, хранитель фондов – Ольга Вольская и методист – Владимир Рубцов. Большое участие в делах Кохомского музея принимает его учредитель – управление информатизации и культуры, возглавляемое Татьяной Ереминой. При музее не первый год работает литературное объединение «Радуга» и клуб «Кохомчане». Без их поддержки учреждению не обойтись и при подготовке выставок, и при проведении мероприятий, и при организации субботников. На базе 3 «Б» класса Кохомской школы № 7 создан отряд «Мы. Кохма. Музей», который вместе со своим учителем, Светланой Беляковой, принимает активное участие в жизни музея.
Постоянно проходят выставки, посвященные различным тематическим датам. Традиционной стала выставка мастеров прикладного творчества, художников, фотографов и коллекционеров. В этом году «Радугу творчества» зажгли Антонина Васильева и Надежда Ястребова, а к ним присоединился юный художник Савелий Мурзин.
Немало места занимают и события относительно недавнего прошлого. В минувшем году к 23 февраля была приурочена выставка к 100-летию создания Красной армии, новых регулярных Вооруженных Сил. В этом году к 30-летию вывода войск из Афганистана была подготовлена выставка «Трагедия и доблесть Афганистана». Конечно же, отмечают и другие значимые для современности даты, например, годовщину воссоединения Крыма с Россией. В этом году проведена акция «Крым – далекий и близкий», передан привет музеям Севастополя.
Ко Дню Победы в 2019 году приурочена тематическая выставка «Все для Победы». Ее экспонаты уникальны и отражают судьбы сотен земляков, рассказывают о том, где воевали кохомчане, как сражались на трудовом фронте. В День Победы все посетители музея могли бесплатно посетить выставку, принять участие в экскурсиях, сделать удачный снимок в фотозоне, написать свои пожелания ветеранам войны и труженикам тыла, рассказать о своем воине из «Бессмертного полка». Жизнь музея, как и самого города, продолжается. И значит жителей и гостей города впереди ждет немало интересного.
Кохма языческая
Фонды музея хранят даже память о языческом обряде, проведенном в Кохме более ста лет назад.
Для многих необычно звучит уже название Кохма. Однако оно свидетельствует, что город — один из древнейших населенных пунктов Ивановской области. А сам топоним восходит, скорее всего, к мерянскому языку, сравните: Решма, Кинешма, Ухтохма. Причем некоторые исследователи считают, что Кохма некогда являлась региональным центром языческого культа. А первый христианский храм, построенный в Кохме, был возведен на месте языческого святилища.
Это были храмы, названные в честь Рождества Христова и Архангела Михаила, а располагались они в двух шагах от местной администрации, прямо в центре современной Октябрьской площади со старыми рыночными рядами, выстроенными в буквальном смысле слова на костях. Ведь при раскопках археологи обнаружили там не менее шести слоев захоронений. Возможно, что где-то под последним слоем можно найти и следы языческого капища.
А еще фонды музея истории города Кохма хранят предание об устроенном жителями города обряде опахивания поселения для спасения его от эпидемии холеры. Причем было это совсем не в седой старине, а совсем недавно, в 19 веке. Записано предание со слов одной из участниц обряда известным кохомским учителем-краеведом Софьей Гавриловной Кокуриной.
История эта начинается в 1848 году, когда Кохму накрыла сильная буря, разрушившая многие дома и своротившая кресты на Христорождественском храме. Тогда же, во многих местностях и окрестных селениях свирепствовала холера, унесшая немало человеческих жизней. И для охраны города был проведен обряд опахивания села, который можно отнести к остаткам языческих верований.
Участницы ритуала, обязательно незамужние женщины, старые девы, нередко раздетые, запрягались и опахивали поселение, сопровождая опашку исполнением специальных обрядовых песнопений. Мужчинам на происходящее не разрешалось смотреть ни в коем случае. А любое нарушение жестко каралось.
Правдива легенда или нет, сейчас сказать сложно, ведь нет ни одного подтверждающего это фотодокумента. Однако у славянских народов, действительно, существовал обряд опахивания, когда сохой проводили замкнутую борозду, очерчивающую поселение. Это должно было способствовать изгнанию заразы, защите от эпизоотии, эпидемии чумы или холеры, падежа скота, буйства демонов или стихийных бедствий.
Подробности проведения кохомского обряда, к сожалению, не сохранились. Однако исторические справки подтверждают — с 18 июня 1848 в населенном пункте ежегодно устраивался крестный ход, посвященный дню Богоматери и благополучному избавлению от холеры.