Выборы — процедура привычная в нашей стране. И как показывает практика, самые активные избиратели — это пожилое население. Молодежь все больше в стороне. Разрушая привычные…
Выборы — процедура привычная в нашей стране. И как показывает практика, самые активные избиратели — это пожилое население. Молодежь все больше в стороне. Разрушая привычные стереотипы, кохомская коррекционная школа VIII вида провела свои выборы. На школьном референдуме голосовали за медиаторов.
Слово такое странное — иностранное
Медиатор — слово иноязычное, а потому не многим известное, поясняют в школе. Переводя на русский язык, оно означает «примиритель». Коррекционной школе такой человек крайне необходим, ведь в учебном заведении контингент особый. Какие функции лягут на школьных примирителей и какие проблемы они будут решать в учебном заведении — мы узнали в ходе самого референдума. На нем также побывали уполномоченный по правам ребенка Ивановской области Татьяна Океанская, представители областного департамента образования и регионального института развития образования. Высокие гости исполнили роль независимых наблюдателей. От них накануне выборов мальчишкам и девчонкам — важное назидание.
— Ребята, сегодня выбираете тех, кому безгранично доверяете, в ком безгранично уверены, чей голос и мнение для вас понятны, дороги и близки, — обратилась к школьникам Татьяна Океанская. — Школьный совет примирения или медиации, который вы сегодня выбираете — служба особая: она будет решать школьные конфликты. Слово «медиация» — иностранное и его вполне можно заменить обычным русским словом — примирение, которое содержит в себе корень «мир». А мир — это всегда согласие… Сказать, что детская жизнь проходит без проблем и споров — невозможно. Но спор спору — рознь. Некоторые из них могут довести до драки. Ну, а драка — это зло, и отстаивать свою позицию не нужно при помощи кулаков.
О том, какой смысл несет слово «медиация» говорили и сами юные кандидаты в примирительный совет. По мнению ребят, медиатор — это грамотный посредник, внушающий доверие, соблюдающий кодекс поведения и нормы морали в обществе, принципы нейтральности и конфиденциальности, компетентный, справедливый, помогающий разрешать конфликты, принимать взаимовыгодные продуктивные решения.
О дружбе и примирении в этот день говорили много. Высокие гости учили школьников, как цивилизованно и грамотно конфликтовать друг с другом, настраивали ребят на серьезную и важную работу.
Все — демократично
Референдум стартовал. Избирательная комиссия, счетная, кабинки для голосования, бюллетени, опечатанные урны… Все как на настоящих выборах. В них приняли активное участие и ребята, и преподаватели — тоже в этот день претендовавшие на роль медиаторов. Но в начале каждый из кандидатов изложил суть своей предвыборной программы. Кстати, жесткого противостояния между соревнующимися, характерного взрослым выборам, здесь не было. Суть речей кандидатов сводилась к одному: «Мы хотим, чтобы люди никогда не ссорились между собой, жили в согласии, были гуманными, терпеливыми друг к другу, несмотря на разные характеры».
Так кто же вошел в новый школьный совет? С большим отрывом от соперников победила семиклассница Надежда Саткеева, за ней следовал учащийся 5-го класса Даниил Гучко, далее — Максим Милеев. В новую ассоциацию были включены преподаватели: Олеся Карпова и Жанна Репина. Именно им теперь доверена важная миссия. Именно к ним будут обращаться за советами и дети, и взрослые.
Опыт бесценен
Надо сказать, уже во многих образовательных учреждениях Иванова появились советы примирения. А вот школа медиаторов пока есть только в кохомской коррекционной школе VIII вида. Ни в одном учебном заведении региона подобной практики нет. Ноу-хау приятно удивило взрослых наблюдателей.
А чему же учатся в профильной школе, которая существует в Кохме вот уже полтора года и которой руководит талантливый педагог коррекционной школы Галина Редей?
— Добру и дружбе, — наперебой констатируют ребята.
Сама Галина Редей сегодня тепло благодарит за всестороннюю поддержку кохомской школы медиаторов областной департамент образования и институт развития образования.
— Сейчас активизировался процесс создания в области служб примирения в образовательных организациях (сегодня их 29 по всей области), но особенно активно началась работа в коррекционных учреждениях, — отмечает Татьяна Океанская. — Впрочем, именно СОВЕТ в регионе создан впервые и он — в кохомской коррекционной школе, которая сегодня является областной пилотной площадкой. Пилот получил название «Распространение медиации в образовательных учреждениях». Сама модель Совета мне как раз структура нравится: ведь в нее вошли как дети, так и взрослые, которые могут научить ребят многому. В Совете детишки будут приобретать навыки психолога, юриста, коммуникатора, и где-то даже актера. В будущем структура может пополняться новыми кадрами… Безусловно, детки в коррекционном учреждении бывают иногда агрессивнее, чем в обычных школах. И именно они нередко попадают в конфликтные ситуации. А потому создание в таком учреждении профильного Совета продиктовано, в том числе, и этими причинами. Ребята должны учиться грамотно и цивилизованно разрешать конфликты не через проявление агрессии, а через слово. В примирительной службе они получат и советы, и полезные навыки. Безусловно, не любой человек может возглавить данную службу: медиативные технологии требуют серьезной профессиональной подготовки. А потому сегодня ее проходят 29 преподавателей школ региона, участвующих в пилотном проекте.
— Конфликты, что скрывать, случаются и среди взрослых, не только среди детей, — включается в беседу директор кохомской коррекционной школы Людмила Тарасова. — Совет будет заниматься не только урегулированием инцидентов, но и поиском их причин, анализом, разбирать положительные и отрицательные стороны конфликтов, продумывать пути «мягкого» выхода из них. У нас, как и в обычных школах, тоже случаются спорные ситуации. А на классных советах у детей будет возможность обсудить их со сверстниками, подумать: как можно обойти конфликт и прийти к миру. Кроме того, в будущем нашим ребятам предстоит заводить свои семьи, а потому знания, обретенные на Совете, в школе медиации, должны им очень пригодиться. Будучи взрослыми, они уже будут свободно владеть данными практиками. Будут уметь разрешать конфликты, к примеру, в досудебном порядке… Совет — как примирительную структуру — мы избрали также для того, чтобы в будущем не допустить или предотвратить страшные ситуации, подобные тем, что сейчас происходят в заграничных школах, о которых нам рассказывают по телевизору.
Ольга БАЛЯНОВА