В российскую образовательную систему вернули воспитательную функцию. С такой инициативой выступила детский омбудсмен Анна Кузнецова. Соответствующие изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»…
В российскую образовательную систему вернули воспитательную функцию. С такой инициативой выступила детский омбудсмен Анна Кузнецова. Соответствующие изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в июле 2020 года подписал президент, они вступили в силу с 1 сентября этого года.
По мнению уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, российские школы получили теперь возможность формировать образовательные и воспитательные программы, благодаря которым жизнь детей станет более комфортной. Новые программы помогут развитию личностного потенциала подрастающего поколения. Это очень важно для детей, отметила Анна Кузнецова —многодетная мать, в семье которой воспитываются семеро детей.
Изменения в закон об образовании помогут, по мнению детского омбудсмена, решить и такую острую проблему, как школьный буллинг. Более половины детей в России сталкиваются с травлей со стороны одноклассников, но только треть из них решаются рассказать об этом.
Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская отметила: «В воспитательные программы нужно было вносить изменения. Аппарат уполномоченного по правам ребенка при президенте провел мониторинг, после которого стало ясно, что они устарели и были неактуальными. Тогда и была поставлена такая задача. Понятно, что ресурсов только школы не хватит, чтобы проводить полноценную воспитательную работу с детьми. Тут есть очевидные помощники — организации дополнительного образования, спортивные секции, клубы, театры и т. д. Самое главное — объединить усилия всех указанных направлений».
Как сообщили в департаменте образования Ивановской области, с нового учебного года все школы региона должны включить в свои образовательные планы программы воспитания и календарный план воспитательной работы. Он должен быть многокомпонентным: школа, семья, сфера допобразования. вопросы культурно-эстетического и спортивного развития должны выстраиваться в гармоничную систему, направленную на развитие личности ребенка. В учреждениях профессионального образования программы воспитания разработают до конца 2021 года. Детские сады также внедряют их в свою работу.
В помощь ивановским педагогам Университет непрерывного развития образования и инноваций разработал и разместил на портале Педсовет37.ru сборник методических материалов «Proвоспитание: панорама успешных практик». В пособии собраны лучшие практики коллективов и педагогов Ивановской области по проектированию программы воспитания в школах, интеграции дополнительного и общего образования.
Кроме прочего в школах предлагается внедрить новую дисциплину — семьеведение. Ее будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов. Проект уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, в настоящий момент разрабатывают соответствующие учебники.
«В школах Ивановской области есть большой опыт преподавания в факультативном формате такого предмета как нравственные основы семейной жизни. Еще в 2012 году мы стали одним из первых регионов, где пусть по выбору учащихся и их родителей, но этот предмет школьники изучали. Нет никакого сомнения, что такой предмет нужно вводить в школах на постоянной основе. Знания, как должна строиться семья с точки зрения бытового устройства, психологических отношений, нашим детям очень полезны. К сожалению, иногда пример собственных семей не является для них позитивным», — отметила Татьяна Океанская.
Сейчас вопрос только в том, кто должен преподавать этот предмет в школе. Ведь для этого нужны знания и компетенции. Ивановский детский омбудсмен уверена, что школы справятся и с этой задачей.