Домой Газета Виртуальная химия

Виртуальная химия

Новоталицкая средняя школа стала участницей уникального образовательного проекта.

На необычных уроках химии первыми побывали ребята из Новоталицкой средней школы.

«VR Chemistry Lab», «ПиктоМир», «промпт инжиниринг» — эти слова и выражения у большинства взрослых вызовут недоумение. А некоторые выскажут предположение, что они, вероятно, связаны с компьютерными технологиями, и окажутся правы.

Ученики Новоталицкой средней школы без труда объяснят, что скрывается за выше названными словами, ведь они занимаются на базе центра «Точка роста», а, значит, изучают основы программирования, проводят опыты при помощи очков виртуальной реальности и, конечно же, конструируют роботов.

Победители всероссийского конкурса

В этом году в нашей стране проводился необычный конкурс. Его организаторы принимали заявки на участие в программе пилотирования школьной химической лаборатории в виртуальной реальности («VR Chemistry Lab»), которая была создана при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», «Института стратегии развития образования», «Высшей школы экономики» и компании-разработчика ООО «СТЕМ-игры». Сообщается, что конкурсантами могли стать учреждения основного и дополнительного образования, региональные институты развития образования, которые уже имеют оборудование виртуальной реальности.

Заявку на участие в ней отправил и центр «Точка роста», который работает на базе Новоталицкой средней школы. Стать победителем во всероссийском конкурсе значило иметь возможность пользоваться школьной химической лабораторией в виртуальной реальности.

— Участникам необходимо было выбрать один из двух треков программы. Один из них касался использования лаборатории на уроках, второй — в рамках внеурочной деятельности (на кружках). Мы выбрали второй вариант. «Точка роста» прошла техническую апробацию. Разработчики проверили нашу готовность работы с оборудованием. Далее было собеседование, которое мы успешно прошли, — рассказала руководитель центра «Точка роста» Новоталицкой средней школы Екатерина Галанина.

В итоге разработчиками было отобрано 70 российских школ, прошедших конкурсный отбор на участие в программе пилотирования школьной химической лаборатории в виртуальной реальности. В списке оказалось два образовательных учреждения Ивановской области. Это Новоталицкая и Шилыковская средние школы. Таким образом, нашей «Точке роста» был предоставлен доступ к «VR Chemistry Lab».

Руки в трехмерном пространстве

Ребята из девятых классов Новоталицкой средней школы, которые интересуются химией и готовятся к ОГЭ по этому предмету, уже «посетили» виртуальную лабораторию в рамках кружка.

На занятиях ученики надевают шлем виртуальной реальности. Далее перед ними появляется лабораторный стол, пробирки с реагентами и различными веществами. После этого ребятам нужно выполнить задания по разным темам. О том, как это сделать, рассказывает педагог-организатор «Точки роста» или учитель химии.

Добавим, что приложение погружает школьников в лабораторию, где они могут самостоятельно проводить эксперименты, в том числе с опасными, редкими веществами и дорогостоящим оборудованием. Благодаря специально разработанной химико-физической модели удалось максимально реалистично смоделировать проводимые реакции. Главной особенностью «VR Chemistry Lab» является возможность свободно использовать руки в трехмерном пространстве для взаимодействия с предметами и реагентами. При этом в виртуальной химической лаборатории за короткое время можно провести в разы больше экспериментов, чем вживую.

В данный момент приложение используется на дополнительных занятиях, в кружках в разных уголках России и готово к широкому внедрению по всей стране. Если учесть, что лаборатория по биологии уже доступна ученикам Ивановского района (на базе «Точки роста» Богданихской средней школы она была открыта в начале учебного года), то, возможно, и оборудование для занятий по химии скоро поступит в наши учреждения образования.

Рады гостям

В мир виртуальной химической лаборатории ученики Новоталицкой средней школы погрузились в начале октября. Как рассказали педагоги, ребята «получили опыт экспериментальной работы, решения проблемных и поисковых задач в комфортном темпе. VR-оборудование обеспечило эффект присутствия и глубокое погружение в образовательное содержимое для получения безопасного опыта».

Далее в Новоталицкую среднюю школу приехали ребята из села Михалево. Для них прошел интересный мастер-класс. Ученики Михалевской средней школы повторили знания о классификации и свойствах химических веществ, познакомились с понятием «амфотерность», научились составлять уравнения реакций для амфотерных соединений, дали характеристику элементам на основании их положения в Периодической таблице Д.И. Менделеева и, конечно же, работали в виртуальной лаборатории.

А в конце октября в новоталицкой «Точке роста» побывали ученики Кукаринской общеобразовательной школы Лежневского района. Они тоже стали участниками мастер-класса по химии, добавила Екатерина Галанина.

Занятия в виртуальной реальности для тех, кто хочет получить новые знания, интересуется химией и готовится к ОГЭ по этому предмету

От «ПиктоМира» до Урока цифры

«VR Chemistry Lab» — не единственное, чем интересовались в этом учебном году ребята из Новоталицкой средней школы. Так, например, они стали участниками курса внеурочной деятельности «Основы алгоритмики. ПиктоМир».

«ПиктоМир» — это программная среда. Она предназначена для школьников младшего возраста. На занятиях дети учатся создавать несложные программы, используя лишь пиктограммы действий игровых персонажей, что, в свою очередь, развивает логическое мышление, умение планировать свои действия, навыки преобразования действительности в виртуальную реальность. Также они знакомятся с понятиями «робот», «команда», «компьютер», с профессией программиста.

Конечно же, в этом году ребята из начальной школы продолжили заниматься и легоконструированием. В рамках курса внеурочной деятельности «Кулибин» они учились программировать цифрового робота. А еще ребята изучали графический редактор. Ребята познакомились со всеми инструментами и объектами, доступными в нем, и почувствовали себя художниками.

Дети стали участниками курса внеурочной деятельности «Основы алгоритмики. Пиктомир».

Также в «Точке роста» прошли традиционные Уроки цифры. В этом году темой занятий стал «Искусственный интеллект: промпт инжиниринг». Ученики посмотрели, как устроены нейросети и процесс обучения моделей. Далее они пробовали освоить основные алгоритмы и правила написания промптов, развивали эти навыки на практике с помощью игрового тренажера. После этого школьники узнали, как при помощи промптинга взаимодействовать с искусственным интеллектом для решения различных задач в обучении, проектировании, творчестве, поиске нужной информации и идей.

Но, конечно, знакомство с современными технологиями не ограничилось помещением центра «Точки роста». Старшеклассники из Новоталицкой средней школы приняли участие в фестивале БАС (беспилотных авиационных систем) «Дотянуться до неба», который проходил в Центре технического творчества «Новация». Ребята исследовали увлекательный мир БАС: управляли квадрокоптерами и дронами, слушали лекции от экспертов и, самое главное, полностью погрузились в технологии будущего.

Алена КОРОЛЕВА

Фото центра «Точка роста»