Спад составил 8%, однако мошенники не сдаются и придумывают всё новые схемы обмана.
По данным МВД, количество киберпреступлений в нашей стране уменьшилось на 8%. Этого удалось добиться благодаря активной работе правоохранительных органов, в том числе профилактике подобного рода правонарушений. Но их число остается весьма внушительным — с января по июль 2022 года преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, зарегистрировано почти 290 300. В Ивановской области — около двух тысяч.
Полиция отмечает, что для предупреждения киберпреступлений самое важное — как можно подробнее информировать граждан о тактике преступников и о том, как на их уловки нужно реагировать. «Создание четкой установки со стороны правоохранительных органов, Роскомнадзора, банковских учреждений и иных публичных организаций по вопросам финансовой, а также публичной безопасности — залог поэтапного устойчивого снижения показателей преступности», — говорит доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладного права РТУ МИРЭА, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Татьяна Щукина.
Во время всероссийского опроса 43% респондентов заявили о частых навязчивых звонках. Чаще других о поступлении спам-звонков в марте 2022 года сообщали люди в возрасте от 25 до 44 лет. Женщины рассказывали о поступлении таких звонков чаще мужчин. Каждый десятый россиянин сталкивался с попытками выведать у него по телефону данные банковских карт. Чаще других на это жаловались женщины (13%) и старшее поколение (17% в возрастной группе 55+).
О типичных схемах телефонного мошенничества рассказали специалисты сотового оператора «Билайн». Эксперты по безопасности также дали рекомендации, как защитить себя от преступников. Вот несколько распространенных способов обмана. Например, звонок происходит с незнакомого номера, мошенник представляется родственником или другом. Взволнованным голосом он сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвиняется в серьезном преступлении (ДТП, хранение наркотиков, причинение вреда здоровью и т.д.). Чаще всего, далее к разговору подключается «сотрудник органов», который готов помочь с решением проблемы.
Самое главное здесь — это успокоиться и прервать разговор. Запомните, если незнакомый человек звонит и предлагает привезти деньги по адресу или перевести их на какой-то счет — это обманщик. Первым делом немедленно свяжитесь с близким, от лица которого поступил звонок, или же с кем-то из его ближайшего окружения. Уточните у вашего собеседника любую информацию относительно вашего внешнего вида или спросите о том, что можете знать только вы вдвоем. В случае, если разговор ведет якобы сотрудник органов, уточните название отделения и срочно сообщайте по номеру 102, 112 о попытке обмана.
Людям сейчас часто приходят ложные смс-сообщения с просьбой о денежной помощи, звонки о победе в лотерее, присылают ложные сообщения от оператора мобильной связи с предложением подключить новую выгодную услугу, поменять тариф, дополнительно защититься от спама и мошенников или поучаствовать в акции. Будьте бдительны!
Недавно появилась новая схема телефонного мошенничества: в попытке завладеть паспортными данными и украсть денежные средства мошенники представляются операторами сотовой связи. Как это происходит? Злоумышленники, охотясь за вашими деньгами, в телефонном звонке представляются сотрудниками службы поддержки оператора и пугают абонента скорой блокировкой номера. Для сохранения номера человеку предлагают набрать определенную комбинацию цифр, которую продиктует такой «сотрудник». Набор цифр подключает переадресацию звонков и смс (в том числе с кодами от банков) на номера обманщиков, что позволяет им получить возможность управлять банковскими счетами дистанционно и красть денежные суммы.
Получение паспортных данных — еще одна цель мошенников. Имея персональные данные, мошенники на имя жертвы могут оформить кредит или фирму-однодневку и получить доступ к онлайн банку. Также, украденную информацию могут использовать для шантажа и регистрации на различных сервисах. Серьезной угрозой является, если абонент имеет один пароль в нескольких сервисах — мобильный оператор, банк, сайт «Госуслуги», интернет-магазины и т. д. В итоге на вас могут оформить кредит или совершить другое злодеяние.
Телефонные мошенники придумывают всё новые поводы для того, чтобы легенда с сотовым оператором выглядела правдоподобной: отключение платной услуги, более выгодный или индивидуальный тарифный план, бонусы и кэшбеки, переоформление сим карты и прочее. Роскомнадзор, операторы связи и МВД просят с осторожностью относиться к звонкам с незнакомых номеров, проверять информацию в официальной службе поддержки операторов и на сайте, минимизировать случаи предоставления своих персональных данных, особенно удаленным образом.