В августе 1933 года в Красную Армию добровольцем ушел секретарь Кохомского райкома комсомола Иван Белов. Так начиналась ратная служба будущего генерала, участника четырех войн.
Иван Белов руководил комсомольцами Кохомского района (до 1948 года входил в Ивановский район) чуть больше полугода — с декабря 1932 года. Родился будущий генерал в деревне Тарханово современного Приволжского района. После школы уехал в Вязники, где работал на фабрике, избран секретарем комитета ВЛКСМ фабрики, работал в местном райкоме комсомола.
Летом 1933 года пришел в военкомат и изъявил желание стать летчиком. Был направлен в летное училище. И неудивительно — девизом молодежи тех лет стал лозунг «Комсомолец, на самолет!».
К началу Великой Отечественной войны старший лейтенант Белов был уже опытным пилотом-истребителем и даже имел опыт боевых действий. С осени 1937 года по решению советского правительства группы советских лётчиков-добровольцев, выполняя интернациональный долг, оказывали военную поддержку армии Китая в борьбе с японскими агрессорами. В составе одной из последних групп с марта по декабрь 1940 года в китайском небе сражался на истребителе И-16 лейтенант Белов. Сюда он был направлен из Энгельсского летного училища, в котором к тому времени уже 4 года работал летчиком-инструктором, готовил летчиков-истребителей.
Первый бой наш земляк принял в небе Прибалтики под городом Двинск, теперь это латвийский порт Даугавпилс. 23 июня в неравном бою с гитлеровскими бомбардировщиками в составе звена летчики сбили 2 из них. В следующие дни участвовал в штурмовых ударах по мотомеханизированным колоннам врага, рвавшимся на восток. Менее чем за месяц боев полк потерял почти все самолеты и убыл в тыл на переформирование. В конце июля Белов вернулся на фронт уже в должности заместителя командира только сформированного истребительного полка. Участвовал в боях на Западном фронте, под Ельней, совершил 29 боевых вылетов.
Через два месяца, в октябре, все еще старший лейтенант Белов принял командование полком! Такой быстрый рост, как бы сейчас сказали — карьерный, за 3 месяца от заместителя комэска до комполка, объясняется не только командирскими качествами, но и наличием довоенного боевого опыта. В конце января 1942 года полк приступил к боевым действиям на Южном фронте. А через месяц комполка был представлен к первой боевой награде — ордену Красного Знамени.
Из наградного листа: «Капитан тов. Белов много вложил энергии по освоению личным составом новой материальной части самолетов Як-1, в результате чего летно-технический состав хорошо подготовлен к выполнению боевых заданий на фронте. … За период с 24.1 по 19.2.42 г. 494 авиационный полк боевых и не боевых потерь не имеет».
Командовал этим полком все военные годы до победы. Под его командованием летчики полка громили врага на Северо-Кавказском, Западном, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Поддерживали с воздуха наши войска в боях за освобождение Смоленской области, Белоруссии и Прибалтики, участвовали в разгроме врага в Восточной Пруссии. Полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляя (Шавли) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1944 года награждён орденом Суворова 3-й степени
В конце 1943 года довелось вернуться в родные края. Несколько месяцев его полк находился на переформировании в 22-м запасном полку в Иванове, получал и осваивал новые самолеты — американские «Аэрокобры».
Войну в Европе наш подполковник Белов закончил кавалером трех боевых орденов. Всего за время войны совершил 102 боевых вылета на истребителях Як-1 (29 вылетов) и Р-39 «Аэрокобра» (73 вылета), в 10 воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. Но командование оценивало в первую очередь не личные летные заслуги офицера, а его командирские способности.
Из наградного листа к последнему ордену — Отечественной войны: «Полком за период с 11.2.45 по 20.04.45 произведено 1257 успешных боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков — 950 вылетов, разведки и объектов противника — 307 вылетов. При взятии городов Данциг и Кенигсберг полком произведено 15 групповых воздушных боев, в которых сбито 18 самолетов противника. Своих потерь летного состава и материальной части за указанный период боевой работы полк не имеет».
В июне 1945 года полк был переброшен на Дальний Восток. На самолетах «Кингокобра» принимал участие в войне с Японией. До октября 1946 года продолжал командовать своим полком. В 1947 окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы и принял командование истребительной авиадивизией все на том же Дальнем Востоке.
Через пять лет после Победы нашего земляка ждала еще одна война и снова в чужом небе. В декабре 1950 года полковник Белов назначен командиром 64-го истребительного авиационного корпуса. К этому времени в Северо-Восточном Китае были сосредоточены три истребительные авиадивизии СССР, которые и были объединены в авиакорпус. В задачи соединения входило обеспечение прикрытия мостов и электростанции на реке Ялуцзян (пограничная река между Кореей и Китаем), военных и экономических объектов на территории Северной Кореи, а также тыловых коммуникаций китайских и корейских войск. Помимо этого, лётчики авиакорпуса участвовали в подготовке лётчиков ВВС Китая и Северной Кореи. Основным боевым самолётом корпуса был истребитель МиГ-15. Командовал корпусом до сентября 1951 года. Затем был заместителем командующего войсками воздушной обороны приграничной линии там же в Китае. В 1951 году присвоено звание генерал-майор авиации.
В 1955 окончил авиационный факультет Военной академии Генерального Штаба. В 1956 году снова вернулся в Китай, был военным советником у командующих ВВС нескольких военных округов Народно-освободительной армии Китая.
Через три года вернулся в СССР. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником Управления авиационной подготовки и спорта. В 1962 году уволен в запас. Жил в Москве. Ушел из жизни в 1970 году.
Сергей КАРГАПОЛЬЦЕВ