В юные годы Екатерина Ситанова мечтала стать учителем, но выбрала далекую от педагогики профессию. Казалось бы, ее заветное желание, которое маленькая Катя обязательно хотела исполнить, уже никогда не сбудется. Но рождение у девушки сына изменило все.
В настоящее время Екатерина Алексеевна работает учителем начальных классов. А еще в конце прошлого года она стала победителем муниципального этапа областного конкурса «Педагог года» в номинации «Воспитать человека».
До и после
В Подвязновском Екатерина Ситанова провела все свое детство и до сих пор живет. Когда-то в село приехала ее бабушка, чтобы работать на фабрике. Потом в Подвязновском поселились родители Екатерины. Это произошло после их свадьбы. Здесь же на свет появилась и их дочка.
Самой любимой игрой юной Кати была «школа». Вместе со своей маленькой соседкой девочка представляла, что находится в классе, рядом — доска, где написаны тема урока и домашние задания. Потом Катя проверяла «тетрадки» и ставила отметки. Она была уверена, что после окончания общеобразовательного учреждения обязательно поступит в педагогический.
Екатерина училась в Подвязновской средней школе, затем перешла в ивановскую гимназию №30, которую окончила с отличием. Но в педагогический не подала документы. Девушка пошла по стопам мамы и папы. Она поступила в ивановский энергоуниверситет, где училась по специальностям «экономист» и «инженер».
В студенческие годы Екатерина познакомилась с будущим мужем. Вскоре влюбленные сыграли свадьбу. В семье появилась дочь Полина, которой в настоящее время уже 16 лет.
Молодая мама стала сотрудником банка. Она с интересом постигала все тонкости своей профессии и не жалела, что пошла по этому направлению. Екатерина даже стала финалистом конкурса «Лучший сотрудник банка».
Вскоре после появления дочки у Екатерины родился еще и сын Тимофей. Спустя год девушка узнала, что мальчик у нее особенный — у него выявили заболевание, связанное с поражением головного мозга. С этого момента жизнь молодой мамы разделилась на «до» и «после».
Новый, хорошо знакомый учитель
Екатерине пришлось уволиться из банка. Она постоянно занималась лечением Тимоши. Но потом девушка поняла: этого недостаточно. Нужно, чтобы ребенок обязательно получил образование, а, значит, предстояло решить вопрос со школой.

— Учитывая возможности Тимоши, его взгляд на мир, отношение к людям, внутреннее состояние, я пришла к выводу, что лучше ему будет в обычной школе, а не в коррекционной. Этот же вопрос обсуждали с врачом, который в итоге меня поддержал и после обследования дал свое заключение. Благодаря такому решению Тимоша пошел учиться в Подвязновскую среднюю школу. Вместе с ним там находилась и я. Я стала тьютором — помощником сына. Параллельно стала организовывать мероприятия в классе Тимоши, поездки с детьми. В Подвязновской школе также начала вести уроки английского языка, поскольку имела образование переводчика. Одновременно училась в магистратуре на психолого-педагогическом отделении. Далее получила диплом по направлению «учитель начальных классов». А еще я прошла обучение по нейропедагогике. В этот же период в классе Тимоши уволился учитель. Это был сентябрь. Получилось, что дети-третьеклашки остались без классного руководителя. Тогда директор школы предложила мне эту вакансию. Я согласилась. Дети сразу приняли меня, поскольку знали уже два года. А я была счастлива, что маленькими шагами все же пришла в педагогику, — сказала Екатерина Алексеевна.
Своим ученикам учитель часто рассказывала об особенных детях. Ребята внимательно слушали ее. Дети всё понимали, ведь их одноклассник тоже был особенным. К Тимоше они относились с теплотой, активно общались с ним, помогали мальчику, если у него возникали трудности.

— Даже если я ухожу на английский, а у моего класса, например, музыка, я могу за сына не волноваться. Одноклассники доведут Тимошу до кабинета, помогут. И это от чистого сердца. В настоящее время я для сына и учитель, и мама. В школе для меня Тимоша такой же ученик. Он может выйти к доске, спокойно реагирует на не самые лучшие оценки. Да, Тимоша в силу своего заболевания испытывает сложности с некоторыми предметами — например, с английским языком. Но он не расстраивается и продолжает заниматься, — отмечает Екатерина Ситанова.
Параллельно с работой в школе Екатерина Алексеевна продолжила заниматься и своим инклюзивным проектом для детей с особенностями развития «Мы вместе», который стартовал десять лет назад. Тогда участниками его стали 30 ребят, а в настоящее время их 300.
— Мы организуем для особенных детей мероприятия, встречи, праздники, концерты, чтобы их жизнь была счастливой и наполненной положительными эмоциями. Также была создана уникальная «лаборатория», которая проходит на базе Центра культуры и отдыха, клуба «Авангард». В ней здоровые и особенные дети находятся вместе, а родителей нет. Мы учим детей с особенностями развития общаться с другими ребятами, а обычных мальчиков и девочек — быть эмпатичными по отношению к тем, кто имеет сложные диагнозы. К слову, когда мой класс идет на мероприятие вне школы, мы приглашаем в свою компанию и тех, кто посещает мою «лабораторию». Этой встречи с особенными детьми мои ученики ждут с нетерпением, — добавила Екатерина Ситанова.
«Педагог года»
Осенью прошлого года в Ивановском районе был дан старт конкурсу «Педагог года». В числе участниц оказалась и Екатерина Ситанова.
Она признается, что «конкурс не был в ее планах». Мало времени оставалось до защиты магистерской диссертации, которую она посвятила сложной теме — психолого-педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна в период подготовки к школе. Со своими четвероклассниками педагог активно готовилась к ВПР. В этот же момент была реабилитация у Тимофея. Но на решение Екатерины Алексеевны участвовать повлияли слова директора Подвязновской средней школы Ольги Вадимовны Шувановой. «Она сказала, что нужно пробовать и что все обязательно получится. За веру в меня и возможность участвовать в конкурсе я ей благодарна», — добавляет учитель.
Самым сложным для нее этапом стал «Разговор со школьниками». Конечно, Екатерина Алексеевна выбрала тему инклюзивного образования — понятную для нее, но сложную для младшего поколения. Свое конкурсное занятие учитель провела для четвероклассников из Новоталицкой средней школы, с которыми ранее не была знакома.
Добавим, что несколькими месяцами ранее Екатерина Ситанова вместе со своей ученицей работала над проектом «Инклюзия глазами ребенка». Педагог и девочка провели опрос в классе. Ребята рассуждали на тему, готовы ли они принять нового члена своего коллектива — особенного ученика. По итогам были сделаны выводы. Впоследствии этот проект стал основой для беседы, которая прошла в рамках «Педагога года».
— Поскольку провожу занятия в инклюзивном лагере, уроки добра в других школах, я решила, что конкурс — это момент, который нельзя упускать. Нужно обязательно рассказать об инклюзивном образовании. Понятно, что оно не касается детей с серьезными нарушениями. Но если ребенок адаптирован, может общаться с другими, пускай немного, то у него есть шанс получить образование. На конкурсе я с ребятами говорила об особенных детях, о том, что все мы разные, что ребята с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение, внеклассную деятельность, — отметила Екатерина Ситанова.
К незнакомым детям в рамках конкурса она пришла с открытым сердцем. Учитель показала ребятам мультфильм об особенном ребенке. Далее происходил диалог. Ребята высказывали свою точку зрения об инклюзивном образовании. А еще они «пробовали быть детьми с нарушениями двигательной активности, теми, кто не может видеть, слышать». Таким образом, все патологии ребята прорабатывали телесно, постепенно погружаясь в «мир особенного детства».
На конкурсное испытание «Урок» педагог пришла не одна. Вместе с ней был особенный ребенок. Уже знакомые Екатерине Алексеевне школьники не знали, что спросить у гостя, но впоследствии четвероклассники подружились с ним.
Позже эти же дети пришли поддержать Екатерину Алексеевну и на закрытии конкурса. А сама учитель не думала о победе. Она болела за свою соперницу, которая действительно была достойна получить «первую награду», и совсем не рассчитывала услышать свое имя, когда объявляли лидеров номинаций.

Впереди у Екатерины Ситановой еще одно испытание — областной этап конкурса «Педагог года». На нем учитель вновь будет говорить об особенных детях.
Алена КОРОЛЕВА