Лучший в Ивановской области блогер-педагог выходит на связь из Ново-Талиц.
Татьяна Тимофеева известна не только в Ивановском районе, где ее считают одной из лучших учительниц. В Новоталицкой школе она преподает математику. В Год педагога и наставника о ней узнали во всем регионе. Славу принес титул абсолютной победительницы первого в Ивановской области конкурса «Лучший блог педагога-наставника».
После этого наша героиня вошла в региональный совет блогеров-педагогов. Ранжировать учителей, ведущих странички в соцсетях, придумали в областном департаменте образования и науки совместно с центром управления регионом, а также университетом непрерывного образования и инноваций.
Внештатный корреспондент «Нашего слова» изучил страничку Татьяны Тимофеевой и задал вопросы о социальных сетях, математике и творчестве.
— Когда вы стали активной в социальных сетях?
— В период пандемии, когда мы вынужденно перешли на дистант и использовали все способы для общения с учениками. Блогерство для меня, прежде всего, возможность делиться знаниями. Хотя блог — это громко сказано. Ведению странички я еще учусь, и это позволяет мне шире распространять знания. Это может быть полезным и для учеников, и для родителей, и для других учителей. Для всех, кто ищет материалы или идеи для изучения математики.
— Скажите, кто из топовых блогеров стал для вас примером?
— После участия в первом форуме классных руководителей я познакомилась со многими талантливыми педагогами. Не могу сказать, что они стали ориентиром, но интересно смотреть, как ведут свои страницы. Например, Алла Несерина из Волгоградской области амбассадор форума классных руководителей и наставников. А также просветитель из Амурской области Илья Уточкин.
— На чем делаете акцент в своем блоге?
— Конечно, на математику. Но иногда пишу о жизни класса, о своем хобби. А больше всего подписчикам нравится, когда пишу о личном.
— Кто подписан на вашу страничку?
— Очень разная аудитория: ученики, выпускники, их родители, бабушки и дедушки, рукодельницы, коллеги по системе образования.
— Что интересно ребятам?
— Каждый находит что-то для себя. Больше нравятся небольшие видео-уроки, с их помощью я и стараюсь удержать внимание.
— Для родителей вы пишете советы. О чем?
— Просят дать рекомендации в определенной ситуации. Наблюдая за мной, они больше начинают мне доверять. Видят мой опыт, понимают, что я не просто учитель, а мама троих детей и у меня есть знания и умения, которыми могу поделиться. Родители считают их полезными для решения проблем или принятия важного решения.
— Пост на тему любопытства, как источника знаний, набрал в вашем блоге тысячи просмотров и вызвал живое обсуждение коллег. Почему?
— Профессия учителя требует постоянного обучения и развития. Нужно быть всегда в курсе новых методик, исследований и тенденций в образовании. Считаю одним из ключевых качеств учителя, которое помогает оставаться успешным, именно любопытство. Оно вдохновляет и учеников. Когда учитель проявляет интерес к учебному материалу и демонстрирует свою жажду знаний, это заражает их и мотивирует к исследованию.
— Многие учителя выбирают профессию еще в начальной школе. Это и ваша история?
— Еще студенткой я вернулась в родную школу в качестве учителя математики. И несколько лет работала вместе с моим учителем Еленой Анатольевной Резниченко. Она всегда поддерживала меня, и сыграла решающую роль в выборе жизненного пути.
Помню еë уроки, они завораживали весь класс. Елену Анатольевну отличала удивительная способность вдохновлять ребят, развивать любознательность, интерес к предмету, объяснить материал так, чтобы понял каждый ученик. Но стать педагогом я решила гораздо раньше.
Это заслуга моего первого учителя — Нины Ивановны Добровинской. Энергичный, жизнерадостный человек. Всегда готовый выслушать и помочь преодолеть трудности. С первых дней она окутала учеников теплотой и заботой. Нина Ивановна показала мне, как учитель может менять к лучшему жизнь детей.
Мои учителя — настоящие наставники и вдохновители, образцы преданности, энтузиазма и профессионализма. Остаемся на связи, в любой момент я могу обратиться за советом. Не устаю повторять: спасибо, дорогие Нина Ивановна и Елена Анатольевна за опыт!
— Математика — один из самых сложных предметов. Как удается сделать задания интересными?
— Мне нравится творчество в математике. Можно предложить ученикам создавать свои собственные задачи или загадки. Или делать это вместе, как происходит у нас во время работы над проектами.
Придумывая интересные задания, важно помнить, что они должны соответствовать уровню учеников. Упрощать помогают алгоритмы. Хорошо бы разрабатывать их вместе с ребятами. Можно попросить: «Представьте, что вы возводите здание из кирпичей. Алгоритм — это план строительства, где каждый кирпич (код) имеет свою функцию и помогает создать прочное и удобное здание».
Строителю нужно правильно соединять кирпичи, следуя схеме и инструкциям, чтобы достичь желаемого результата. Часто использую аналогию, чтобы сложные понятия сделать понятнее.
— В блоге вы пишите о пользе для математики игры «Мозгобойня». Почему?
— На протяжении многих лет мы играли в «Математический бой». В этом году коллега из Коляновской школы Ольга Адольфовна Опалева предложила сыграть в «Мозгобойню». Ребята откликнулись. Игра им очень понравилась. Уже на следующий день спрашивали, когда ещё? Вот и решили провести сами.
Эта игра не только развлекает, но и развивает математические навыки, мышление. Учит работе в команде. В каждом раунде от 5 до 7 вопросов. Ребята на время отвечают письменно. Кто даст больше правильных ответов, тот победил. Но все, без исключений, получает удовольствие от игры.
— На одном из престижных конкурсов ваши ученики представили проект «История села Ново-Талицы в математических задачах». Как удалось задействовать на уроках краеведение?
— Ребята с интересом включились в работу и собирали материал о селе в школьном музее и в доме-музее семьи Цветаевых. Исторические факты удалось зашифровать математическими действиями. Планируем продолжить проект в этом году.
— Ваш статус в «ВК» — «Учу считать и вышивать с удовольствием». Как творчество сочетается с математикой?
— Как такое возможно? Возможно! Вы можете не верить, но вышивка лентами, как и другие виды рукоделия, может влиять на развитие математических способностей, хотя не является методом обучения в этом предмете.
Вышивка лентами — это уникальная возможность развивать пространственное воображение и мышление, последовательность и логику, внимание к деталям, терпению и концентрацию, креативное мышление.
— Завершился Год педагога и наставника. Чем он запомнился кроме конкурса блогеров?
— Этот год подарил мне новых знакомых и друзей, позволил сохранить старых. Самые яркие моменты — победа коллеги Виктора Артемьева, для которого я стала наставницей в конкурсе «Педагогический дебют». Символично, что я победила в областном конкурсе «Лучшие практики наставничества».
— Наступил Год семьи. В посте на эту тему вы с гордостью отметили: «Я многодетная мама и бабушка, значит и этот год будет мой!». К чему вы готовитесь?
— Планы на год — быть с семьёй больше, чем в прошлом году! В блоге я могу рассказать о своей семье, интересах и стать ближе к ученикам и подписчикам.
Леонид КИЯШКО
Математика, помноженная на историю
Предлагаем вычислить дату основания Ново-Талиц.
Задачу на эту тему ученики Татьяны Тимофеевой записала так:
((148 + 165) * 2) + 939^1 = ?
А решив это уравнение, можно узнать, в каком году село будет праздновать своё 500-летие:
2х — 4041,4 = 88,6
Волшебная лента
Хотя математика считается строгой наукой, она также требует креативного подхода для решения нестандартных задач. Вышивка может помочь развить эту сторону мышления.
На этом фото из поста блогера-учителя — небольшая миниатюра, оформленная как открытка. «Кстати, она уже радует одного очень хорошего человека, к тому же математика!». Узнать больше о вышивке можно в тематической группе «Волшебная лента с Татьяной Тимофеевой».