Ларису Демидову сложно называть просто преподавателем или просто завучем. Потому что для Балахонковского поселения она больше, чем учитель. Общественный деятель, вокалист, организатор волонтерского проекта и,…
Ларису Демидову сложно называть просто преподавателем или просто завучем. Потому что для Балахонковского поселения она больше, чем учитель. Общественный деятель, вокалист, организатор волонтерского проекта и, конечно, педагог с 35-летним стажем. В преддверии 8 Марта Лариса Михайловна получила звание лауреата районной премии «Женщина года 2022».
«Да, ввязалась в авантюру!», — шутит Лариса Михайловна, говоря о премии. Как и большинство учителей, она всегда радуется за успехи детей, но не привыкла получать награды сама. Тем не менее, премия более чем заслуженная. Вот уже более 30 лет Лариса Михайловна посвятила работе в сфере образования, причем весь этот период связан с Ивановским районом.
Все получилось спонтанно
Родом Лариса Михайловна из Сокольского района, который сейчас относится к Нижегородской области, а раньше входил в состав нашего региона. Семья была простой, рабочей: мама работала на заводе, папа — водителем. О том, чтобы выбрать профессию учителя, девушка не мечтала, но жизнь как-то сложила свою мозаику сама. «Конечно, я и в юности много занималась с детьми, например, была вожатой в лагере, — вспоминает Лариса Михайловна. — Но чтобы у меня была большая цель стать учителем — такого не было. Все получилось спонтанно».
Сначала окончила педагогическое училище. Потом получила диплом Шуйского педагогического института. Стала учителем начальных классов, затем преподавателем географии, к этому моменту — заместитель директора Буньковской школы по воспитательной работе.
«Первоклашкам ты открываешь целый мир»
В 1987 году, когда Лариса Михайловна начинала работать в школе, ей было всего 19 лет — сама еще вчерашний ребенок. Так и росла вместе с детьми: «Я учила их, а они всегда чему-то учили меня…» И учат до сих пор. «Знаете, работа с малышами и занятия с ребятами постарше очень отличаются, — говорит педагог. — Для первоклашек все, что ты рассказываешь, — новое. Ты открываешь им абсолютно новый мир. Они податливые. А у подростков уже по многим вопросам есть свое мнение. Они уже готовы отстаивать свою позицию. Многое знают, многим интересуются сами, а в чем-то, например, в технологиях, разбираются лучше тебя. С ними процесс обучения уже совершенно другой».
Сейчас у Ларисы Михайловны в учениках, ее словами, «сборная солянка». Есть и первоклашки, и подростки. «Свой седьмой класс я называю бандитским, — смеется педагог. — 10 мальчишек! И три девочки. За счет преобладания парней класс, конечно, хулиганский, но все равно — дети очень хорошие».
Индивидуальная работа с каждым
Интересно, что Лариса Михайловна всю жизнь работает в маленьких школах. Начинала в малокомплектной школе в Ясюнихе, потом переехала в Балахонки. Балахонковскую школу присоединили к Буньковской, но все равно школа — маленькая, всего 70 учащихся.
— 13 учеников в классе, — спрашиваю преподавателя. — Это, наверное, каждого на уроке каждый раз спрашивают?
— 13 учеников — это еще много! Бывает, пять, бывает, четыре.
Если в городской школе, где в классе порой по 30 человек, можно просто отсидеться, то в классе, где четыре человека, это невозможно. Это преимущество сельских школ — частный репетитор по факту не нужен, учитель и так занимается индивидуально с каждым учеником. А еще педагоги лично знают каждого ребенка. И не только ребенка — его родителей, бабушек и дедушек, индивидуальные особенности, какая ситуация в семье. Чаще всего мамы и папы учились в той же школе, возможно, у тех же учителей.
«Это очень помогает понять ребенка, помочь ему с чем-то разобраться», — говорит Лариса Демидова.
Это не А-Б-В и счет на палочках
На глазах Ларисы Михайловны школа выпустила несколько поколений учеников и, конечно, дети менялись, у каждого десятилетия были свои особенности. «Сейчас дети приходят в школу подготовленными, они чаще всего прекрасно читают, пишут, — рассказывает учитель. — Тут уже не А-Б-В и счет на палочках, тут буквы и слова сразу! Конечно, это зависит от семьи, но в целом это чаще всего так. У подростков благодаря интернету больше информации о мире, они многое видят, слышат, воспринимают, оценивают. Но зато дети, которые учились в девяностых, мне кажется, более самостоятельными были, активными. Они легко загорались, что-то организовывали, создавали. Сейчас активность больше направлена на онлайн-общение».
Тем не менее, хорошим преподавателям удается заинтересовать детей значимыми проектами и в наши дни. Например, в Буньковской школе поддерживают волонтерство. «Конечно, у нас нет какого-то колоссального размаха, — объясняет Лариса Михайловна. — Ветеранов войны в поселении не осталось, тружеников тыла мало. Еще несколько лет назад помощь добровольцев в этом направлении требовалась больше. Тем не менее, мы с волонтерским отрядом делаем, что можем. Например, ходили играть с малышами в детском саду, помогали тем, кому пришлось сложно в пандемию».
Школьный волонтерский отряд «у ДЕЛ» отмечен как участник районного форума «ДОБРОволец».
История в 300 лет
Еще в школе есть музей. «Создан он еще до меня, но мы с детьми продолжили это дело», — говорит Лариса Михайловна. Музей рассказывает об истории села Буньково, школы, Великой Отечественной войны. Благодаря музею дети знают не только те факты, что зафиксированы школьными учебниками, но и историю своих родных мест. Кстати, первое упоминание о деревне Буньково в исторических справках датируется 1723 годом — в следующем году ровно 300 лет.
Благодаря музею и тем преподавателям, что вложили в него свой труд, дети знают, как связано расположенное в поселении село Егорий с Отечественной войной 1812 года, как жили их предки 100, 200, 300 лет назад, какую память хранит их малая родина.
Народные и современные песни
Кроме работы в школе и семьи (двое детей, внуки), в жизни Ларисы Михайловны есть увлечение — она поет. Выступает на сельских праздниках с вокальными композициями и как ведущая, помогает дому культуры. «Люблю народные песни, но и современные тоже пою, — говорит Лариса Демидова. — Не на профессиональном уровне, но мне это нравится».
Кроме того, активно участвует в общественных проектах: например, стала представителем инициативной группы, благодаря которой в Балахонках по проекту поддержки местных инициатив появилась новая детская площадка.
Частичкой своей теплой, душевной энергетики Лариса Демидова делится не только с детьми — со всеми жителями поселения.
Евгения КОЧЕТКОВА