Собирать и использовать роботов, как на производствах, проводить несколько физических опытов одновременно, создавать свои препараты теперь могут ребята из Богданихской средней школы. На первой неделе нового учебного года в учреждении открылся центр «Точка роста». Его посетил глава Ивановского района Сергей Низов.
Отметим, что работа по организации подобных образовательных пространств велась в нашем муниципалитете с 2019 года. После открытия центра в Богданихе можно с уверенностью сказать, что «Точки роста» есть во всех школах Ивановского района.
Для юных биологов и химиков
В Богданихской средней школе центр разместился на базе двух кабинетов. Еще в прошлом году в них проводили уроки информатики и математики. После того как образовательное учреждение вошло в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», здесь многое поменялось.
— Произведен капитальный ремонт кабинетов, закуплена новая мебель. Все это на средства районного бюджета. А по федеральной программе мы получили оборудование. В итоге удалось сделать кабинеты технологической и естественнонаучной направленности. Теперь они никогда не пустуют. Во второй половине дня после уроков ребята что-то создают, конструируют, проводят опыты. «Точку роста» можно использовать и во время учебной деятельности. Например, для проведения лабораторных работ, — рассказала директор Богданихской средней школы Ирина Хромова.
Открывали центр «Точка роста» на торжественной линейке. Кто-то из ребят уже точно решил в нем заниматься, а кто-то еще в конце августа пришел в школу, чтобы изучить оборудование.
Тем, кто увлекается предметами естественнонаучного цикла, интересно будет в кабинете химии и биологии. Здесь находятся необычные чемоданчики с оборудованием.
— В рамках федерального проекта мы получили цифровые лаборатории по биологии и химии, а также по нейротехнологиям — активно развивающейся сфере, которая объединяет такие направления, как биология, инженерные науки, физика и физиология человека. В состав оборудования входит и цифровой микроскоп со встроенной видеокамерой. Подключается он к компьютеру при помощи USB-провода. Далее микроскоп передает изображение на экран ноутбука. И вот — перед нами увеличенная картинка. А изучать мы с ребятами можем все, что угодно. Сегодня, например, у меня человеческий волос. В дальнейшем с детьми из него можем сделать препарат. Для этого производители предоставили все необходимое: предметные стекла, шпатель, пинцет и не только. В комплекте также есть готовые микропрепараты — например, срез кожи с волосяным фолликулом, — рассказала руководитель лаборатории естественнонаучного цикла Алия Машина.
Она добавила, что исследуемые материалы можно взвесить (в комплексе есть весы), можно измерить их радиус, длину и другие параметры. Оборудование позволяет проводить короткие опыты в течение урока, а также делать долгосрочные проекты, рассчитанные на несколько дней.
Особого внимания заслуживают беспроводные мультидатчики с экраном. Они подключаются к компьютеру с помощью блютуз-адаптера через специальную программу.
— Можно измерить влажность, освещенность, уровень PH, температуру тела и раствора. Отличительная особенность этого оборудования — много свободной памяти и заряд, рассчитанный на длительный период. Например, нам нужно измерить уровень освещенности кабинета. Оставим здесь устройство на несколько дней. Затем результаты выгрузим в компьютер. После этого на основе полученных данных мы можем строить графики… В общем, все это оборудование действительно современное. Я считаю, детям очень повезло, что они могут им пользоваться. Когда я сама училась в школе, у нас в кабинете даже микроскопа не было. Но современная Россия — это страна возможностей. И если она эти возможности предоставляет, нужно ими обязательно пользоваться, — добавила Алия Машина.
Робот, как на производстве
Из кабинета естественнонаучного цикла мы перемещаемся в кабинет технологический. Здесь центральное место занимает мастерская для конструирования и робототехники.
— Благодаря ей можно познакомиться с технологическими принципами, которые используются на производстве. Если зайдешь на любую фабрику, где массово изготавливают какие-либо предметы, обязательно увидишь машины-роботы. Они заменили монотонную работу, которую раньше выполняли люди. Мы тоже теперь можем собирать таких роботов и в дальнейшем программировать. Сейчас мы делаем одну модель. Это «механическая рука». На фабриках, например, такие роботы могут взять вещь, упаковать или перенести с места на место. В нашей уменьшенной модели мы создадим вакуум — то есть присоску для предметов. Также подобный робот может использоваться там, где человек не в силах побывать — например, на Луне, — говорит ученица 10 класса Татьяна Муравьева.
Глава нашего муниципалитета Сергей Низов тоже с интересом изучил мастерскую. Он добавил, что такого оборудования нет в других центрах «Точка роста» Ивановского района.
А Татьяна Муравьева призналась, что образовательное пространство поможет ей развиваться. Школьница всегда интересовалась работой машин, роботов-помощников. А жизнь свою она хочет посвятить медицине либо биотехнологиям, где совмещается медицина и современное оборудование.
Также в центр поступил комплект по робототехнике. В Богданихской средней школе модели будут собирать ребята из начального звена. А программировать робота им помогут старшеклассники. Как рассказала заместитель директора по информатизации Богданихской средней школы Мариника Шулятникова, ребята уже успели собрать модель. Она может двигаться по прямой и делать разворот. Но самое интересное — впереди.
Вся физика в одном приборе
Кроме того, в центре теперь есть робот-манипулятор и 3D-принтер. Работу этого оборудования продемонстрировал ученик 11 класса Сергей Леонов. «Мы вносим в программу на компьютере текст на русском или английском языке, затем происходит калибровка, нажимается кнопка «старт». Манипулятор по координатам определяет точку начала и начинает «писать» запрограммированное слово на бумаге», — подчеркнул он.
А работу лаборатории по физике продемонстрировал ученик 10 класса Максим Кудряшов: «В ней есть датчики ускорения на всей оси, расстояния, давления, усилия, температуры, магнитного поля, тока и напряжения. Удобно, что в одном приборе все они совмещены. Таким образом, одновременно можно выполнить сразу несколько задач — например, подключить амперметр и вольтметр. Обычное школьное оборудование подключается отдельно».
Мариника Шулятникова добавила, что все оборудование в технологическом кабинете нацелено на практическую деятельность. «В мои школьные годы акцент был сделан на теорию. А вот с практикой был пробел. Своими глазами увидеть опыты мы только мечтали. В настоящее время у детей появилось много возможностей посмотреть своими глазами, как и что работает».
После посещения центра «Точка роста» в Богданихской средней школе глава Ивановского района Сергей Низов подвел итоги. Он отметил, что теперь все девять школ нашего муниципалитета имеют современные образовательные пространства.
— В каждой «Точке роста» есть свой набор оборудования, отличающийся от того, который имеется в других школах Ивановского района. Федеральные власти, поставляя в рамках программы все более современные цифровые лаборатории, заботятся о том, чтобы ребятам было интересно. Таким образом, дети постоянно развиваются. Это важно для нас! — добавил Сергей Низов.
Алена КОРОЛЕВА
Фото автора