Благодаря поправкам к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств» с этого года владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются…
Благодаря поправкам к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств» с этого года владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт только в личных целях.
Правда, в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется. ЦУР Ивановской области узнал у экспертов, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.
Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр ТС.
Как было раньше
До вступления в силу новых правил техосмотр был необязателен только в первые четыре года после выпуска автомобиля. Транспортные средства в «возрасте» от четырех до десяти 10 лет должны были проходить ТО раз в два года, старше — ежегодно. Эти правила касались только личных авто. Для транспорта, который используется для оказания услуг, условия были жестче.
Как теперь
С конца декабря обязательный техосмотр отменили для всех автомобилей и мотоциклов, которые используются для личных нужд.
ТО остается обязательным для коммерческого транспорта и машин различных служб. Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО придется.
Руководитель регионального Ивановского движения автомобилистов Александр Касьяненко пояснил: «Для автомобилей, участвующих в коммерческой деятельности и работе различных служб, ничего не изменилось. Легковушки и автобусы такси, перевозчиков, машины пожарных, скорой и т. д. должны по-прежнему регулярно проходить техосмотр. Ведь от этого напрямую зависят жизни людей».
Периодичность техосмотра зависит от возраста автомобиля и от целей эксплуатации. Каждый год должны проходить ТО такси, автобусы и грузовики, которым не исполнилось пять лет. А также машины со спецсигналами (раз в год независимо от возраста). Каждые полгода должны проходить техосмотр автомобили, перевозящие опасные грузы, а также такси, автобусы и грузовики старше пяти лет.
Но есть случаи, когда ТО нужно пройти и владельцам машин, используемых для личных нужд:
- При продаже автомобиля старше четырех лет.
Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (с года выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта. Что интересно, в законе не уточняется, кто именно должен брать на себя расходы — продавец или покупатель. Вероятно, разъяснения еще будут.
- При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.
По сути, та же ситуация, только со стороны покупателя. Если не будет нового ТО, автомобиль не получится зарегистрировать.
- При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.
При внесении изменений в конструкцию необходимо будет получить новую диагностическую карту, иначе по закону транспортное средство не может считаться безопасным.
Внесением изменений в конструкцию автомобилей считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если какие-то изменения допускаются производителем, это должно быть прописано в технической документации, и в таком случае дополнительных действий при замене не нужно. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для того, чтобы пройти ТО вне графика.
Так, к изменениям, требующим пройти ТО, относятся:
— изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка «кенгурятников» и других нестандартных бамперов, лебедок и т. д.),
— замена фар с изменением класса источника света,
— переоборудование автомобиля таким образом, чтобы им мог управлять инвалид,
— замена двигателя на имеющий другие характеристики,
— изменения в тормозной системе или занижение авто.
К тому же, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 413, надо заранее протестировать устанавливаемые детали на безопасность и получить разрешение на их установку. Только при наличии подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких законов.
ТО для оформления страхового случая
Еще одна ситуация, когда может потребоваться диагностическая карта, — это страховой случай. Конечно, никто не станет непременно ее требовать. Ведь с середины прошлого года техосмотр для покупки полиса ОСАГО не нужен. Но если страховой случай произошел по вашей вине, то страховщики могут сказать, что его причиной стала неисправность автомобиля, и отказать в выплате. Доказать после ДТП, что авария случилась не по вине неисправности вашей машины, будет непросто, особенно если она серьезно пострадала.
По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии. Так что диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком.
Что будет со штрафами
Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планируют ввести с марта 2022 года, не страшны. За отсутствие свежего ТО граждан штрафовать не будут.
Но отмена техосмотра для личного транспорта не освобождает владельцев от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Александр Касьяненко заметил: «Если инспектор ГИБДД выявит при остановке какое-либо явное изменение в конструкции машины — «кенгурятник» или слишком яркая галогеновая лампа в фарах, например, или неисправность — неработающая передняя фара, допустим, то в этом случае вас могут привлечь к административной ответственности. Причем инспектор имеет право задержать транспортное средство, вызвать эвакуатор и отправить его на штрафстоянку».
Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.