Недавно военно-исторический клуб «Мономах» принял участие в III фестивале исторической реконструкции «Оборона земли владимирской». На исторической земле На исторической земле собрались 14 клубов ЦФО, в…
Недавно военно-исторический клуб «Мономах» принял участие в III фестивале исторической реконструкции «Оборона земли владимирской».
На исторической земле
На исторической земле собрались 14 клубов ЦФО, в том числе 2 ивановских клуба («Мономах» и «Русская дружина»). Хозяином фестиваля выступил владимирский клуб «Стольный град». На этот раз представители Ивановского района совершили однодневный визит. Это объясняется тем, что, во-первых: из 14 костюмированных участников у нас были 9 детей. И, во-вторых: организаторы фестиваля поставили условие — костюмы должны отражать исключительно XIII век. А у нас был только один комплект той эпохи. Остальные же костюмы соответствовали XIV-XV векам.
— Целью нашего визита, — рассказывает председатель клуба «Мономах» Дмитрий Моклецов, — было посмотреть на другие клубы и посильно принять участие в маневрах, которые проводил клуб «Стольный град». Помимо всего, мы приняли участие в конкурсе костюма, а также пешим ходом совершили увлекательный поход до церкви Покрова на Нерли. Для двух наших молодых воинов это было своеобразным испытанием на выносливость и силу духа. Расстояние протяженностью около 4 км они преодолели в полном снаряжении русского воина (каждый комплект весит около 20 кг.).
Падение Владимира
Основное действие — защита города от нападения татаро-монголов проводилось в сквере в Боголюбове возле администрации. Организаторами фестиваля был искусственно создан вал из снега (импровизация владимирского вала). Участники фестиваля разделились на две команды «Север» и «Юг» (монголо-татары и русские). На стороне южан выступали клубы, которые были в костюмах приближенных к монголо-татарским и их союзников. К слову сказать, в летописях есть информация о том, что в то время на стороне татар воевали многие народы — булгары, половцы, черемисы, буртасы и другие.
Задача команд была, попросту говоря, «перебить» друг друга. По условиям боя игрок считается убитым после трех ударов оружия противника (в шлем или корпус) и приседает или опускается на колено. Сражение было разыграно мастерски. Со всех сторон раздавался лязг железа, хруст щитов и свист пущенных стрел. Воины выкрикивали боевые кличи и проклятия в адрес противника. Никто не сдерживал своих эмоций. Вот несносный татарин вскарабкался на ледяной вал и взмахнул своей саблей над русским защитником. Но тот не дрогнул и прикрылся щитом. Мгновение и стальной клинок русича «пронзил» неприятеля, и тот уже падает вниз к подножию вала. А в это время наш отряд из клуба «Мономах», согласно тактического плана князя Владимира, стоял в засаде и выполнял ответственную задачу.
Во время одной из атак, следуя историческому развитию событий, захватчики «зарубили» князя Владимира Георгиевича. В конце концов, как это и было в 1238 году, все «русичи» полегли и «татары» праздновали победу.
Многочисленные зрители были в восторге от происходящего. Многим казалось, что они смотрят исторический фильм в кинотеатре 3D. Порой в «зрительном зале» раздавался смех. Дело в том, как отмечает Дмитрий Моклецов, у многих участников сражения на подошве исторической обуви не было противоскользящих элементов и часто они поскальзывались, теряли равновесие и под тяжестью всей амуниции с грохотом и неуклюже падали навзничь. Этот момент надо было продумать. Например, как и раньше, прикрепить с помощью ремней к сапогам ледоходные шипы. К счастью обошлось без травм.
На всех афишах фестиваля
Кроме этого программа фестиваля включала турнир по историческому фехтованию, конкурс костюма, выступление фольклорных коллективов, ярмарку исторических товаров и народных промыслов, мастер-классы.
«Мономах» представлял на конкурс костюма КДВ (комплекс доспехов и вооружения). От Дмитрия Константиновича я узнал, что костюм был собран по аналогии археологических находок в белорусском городе Гомель. Там была найдена слесарная мастерская, где собирали доспехи для воинов XIII века из уже готовых пластин. В то время гомельские мастера ратных доспехов были овеяны славой. Гомельские доспехи для воина служили отличной защитой от рубящих ударов меча, а порой топора и булавы. А также он значительно меньше сковывал движения воина, чем клепано-пришивные доспехи. Чтобы доспехи не заржавели, мастера покрывали броню специальным лаковым покрытием, а связующие воедино ремни и шнурки пропитывали вощиной.
Изучив огромное количество исторического материла, наш воспитанник Артем Козырев прошлым летом закончил сборку своего костюма, который и представил на конкурс. Костюм сшит из металлических пластин на кожной основе. Пластины прикреплены на кожаные ремни шнуровой системой, которая объединяет наплечники, нагрудник и наспинник. Голову защищает шлем. Из вооружения и защиты был топор и щит. Примечательно то, что аналога представленного ивановцами щита судьями в ЦФО не зафиксировано. Рисунок на щите списан с грифона суздальских врат.
Костюм, представленный членом клуба «Мономах» Артемом Козыревым вызвал огромный интерес и восхищение у всех участников и жюри. Но, к всеобщему сожалению, конкурсант завоевал лишь народное признание. Награды и титулы достались другим участникам конкурса. А причиной тому стала обувь конкурсанта. Артем был обут в сапоги «из будущего», которые скорее всего, из-за своей износостойкости пришлись бы по нраву русским воинам XIII века. Словом, нашего богатыря подвели «кирзачи». Но фотография верхней части костюма воина была размещена на всех рекламных афишах и баннерах фестиваля.
— Реконструированная обувь на сегодняшний день — это наша головная боль, — говорит председатель клуба «Мономах» Дмитрий Моклецов. — Мы, конечно же, участвуем в различных встречах исторических клубов, и наш «Мономах» известен в определенных кругах. Но, по сути, эти слеты проходят на местном уровне. А нам, как и любому сообществу, необходимо развиваться, выходить на следующий уровень. Но для того, чтобы принять участие, например, в крупнейшем историческом фестивале в России «Времена и эпохи», который ежегодно проходит в музее-заповеднике «Коломенское», нужно соответствовать установленным требованиям — все элементы костюма должны быть реконструированы. А у нас нет материала (кожи) для пошива сапог и самого сапожника. Все остальное (доспехи, оружие) соответствует нормам.
В настоящее время клуб «Мономах» активно готовится к выступлениям на народных гуляньях в честь древнего славянского праздника «Масленица». А мы обращаемся к неравнодушным к деятельности клуба людям и просто добрым гражданам с просьбой: если у кого есть возможность оказать помощь в поиске сапожника и материала для пошива сапог, то позвоните по телефону: 8-905-156-23-16.
Александр НАЙДЕНОВ
Фото из архива клуба «Мономах»