Несмотря на то, что о его подготовке было известно давно, эта новость вызвала у широкой общественности разные реакции. Разбираемся в преимуществах нового учебного пособия.
Одна из сильных сторон единого учебника истории – материалы, отражающие позицию России по отношению к актуальным событиям современности. Речь идет, в частности, о расширении НАТО на восток, причинах обострения отношений России с США, обстоятельствах возникновения конфликтов на территории Украины и начале СВО.
Учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый учебно-методический комплекс. Авторы успешно реализовали идею синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках одного школьного предмета. Таким образом, обе книги дополняют друг друга, как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения.
Кроме того, учебник содержит вопросы и задания для самостоятельной работы, ссылки на дополнительные ресурсы и источники. Именно этот блок поможет школьникам выработать познавательную самостоятельность, навыки критического мышления.
Создатели уверены, что не все представляют себе роль и место единого учебника в современной системе школьного образования. С 2014 года содержание всех допущенных к использованию в школе учебников уже соответствовало историко-культурному стандарту. Среди них не было ни одного, который можно было бы расценивать как «альтернативный», где содержался бы принципиально иной перечень исторических событий или героев, предлагались бы другие модели объяснения явлений и процессов.
Опыт «вариативности» в преподавании истории в 1990-х – начале 2000-х гг. показывает, что она вызывает раздробление единого культурно-образовательного пространства России: не только каждый субъект РФ, но и отдельное муниципальное образование или даже школа начинает самостоятельно определять, какой истории учить детей. Стоит ли говорить, к чему может привести развал единого образовательного пространства.
Критики утверждают, что авторам следовало включить определенные оценочные суждения. Например, они упрекают создателей в том, что они не осуждают послевоенные государственные займы как «грабеж населения», не обвиняют «колхозную систему» в нехватке продовольствия во время войны, не считают диссидентов «истинными героями нации». Эти требования противоречат обвинениям в том, что учебник навязывает студентам единую точку зрения, подобно краткому курсу КПСС.
Более того, лишь небольшая часть критики направлена на то, чтобы доказать неправоту авторов или уличить их в ошибках. Многие разоблачительные суждения вовсе не содержат последовательных аргументов против точности или правильности изложения исторических фактов.
Остается добавить, что критики почему-то прошли мимо очевидных преимуществ нового учебника. Он создавался с учетом современных технологий (электронная версия, QR-коды, ведущие на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы, книги). Может использоваться не только для обучения в школе, но и для самообразования в любом возрасте.
«С учебником я познакомился на сайте журнала «Родина» – там были опубликованы некоторые главы. Учебник, я считаю, достаточно здравый, взвешенный. Ну, и самое главное, он даёт возможность людям подумать, поразмышлять. История не должна людей разъединять – она должна людей объединять. И на вполне четких, осмысленных основаниях. Нет ничего плохого в том, чтобы любить родину», – отметил директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук Александр Семененко.