Из Михалево в Комсомольск раньше добирались на поезде
Недалеко от села Михалево Ивановского муниципального района проходит железная дорога «Текстильный — Комсомольск» и стоит на ней маленькая станция «7 километр». Эта станция небольшая по размерам, но огромная по значимости для жителей села.
Учащиеся михалевской школы безустанно ведут исследовательскую работу по изучению истории школы, о ветеранах войны, тружениках тыла и близлежащих предприятий. В поле их исследования попала эта малоизвестная в настоящее время станция.
Начало пути
Летом 1927 года у села Миловское, расположенного среди обширных торфяных болот, началось строительство Иваново-Вознесенской электростанции (ИВГРЭС). Сначала все силы были брошены на прокладку железнодорожной ветки от разъезда Балино (ныне Текстильный) длиной 33 километра. Эта ветка проходила через Ивановский район от поселка Михалево. Отметим, что эта ветка была практически единственной крупной грузопассажирской линией, проложенной в области за послереволюционный период.
К концу 1927 года железная дорога была построена и по ней стали завозить все необходимое для ИВГРЭС. В 1928 году началось сооружение здания станции. Рядом с ней возник поселок строителей. Он был назван Комсомольском, так как большинство рабочих здесь составляли молодежь — комсомольцы. 5 октября 1930 года начала работать ИВГРЭС.
По автодороге от Иванова до Комсомольска можно было доехать лишь длинным, «кривым» маршрутом, поэтому поезда на Комсомольск всегда были популярны у пассажиров. Очень активно ими пользовались дачники в летнее время. А местные жители села Михалево, в любое время года могли добраться вечером со станции «Текстильный» (ст.7 км.). В советское время с транспортом были проблемы в вечернее время и люди были вынуждены доезжать из города на троллейбусе до станции «Текстильный» и пересаживаться на поезд на Комсомольск.
Пассажирский поезд состоял из тепловоза и трёх плацкартных вагонов. Вокзал на станции Комсомольск, выглядящий непривычно большим для ведомственной линии, построен в 1950-х годах. До 2003 года поезда сообщением Иваново — Комсомольск отправлялись от главного вокзала города Иваново, где имелась специальная касса и специальный стенд с расписанием. Проезд в них стоил значительно дороже, чем в пригородных поездах МПС.
Расписанием движения поездов было предусмотрено 7 промежуточных остановок: ост. пункт 4 км, станция 7 км (Михалево), ост. пункт 10 км (Беркино), ост. пункт 15 км (Ольховка), ост. пункт 18 км, ост. пункт 21 км, станция 26 км (Марково).
Станция «7 км.» имеет три пути: ОАО «Ивановское ДСУ № 1» (асфальтовый завод) длина 604,56 метров; АООТ «Михалевоагроснаб» и АООТ «Ивановоагропромкомплект» длина пути 1564,3 метра; ОАО «Техуглерод и резина» длиной 3138,75 метров.
Три пути
Расскажем, когда и почему были построены эти три развилки от основной ветки «Текстильный — Комсомольск».
В 1956 году от поселка Ступкино (ныне поселок Иневеж) начали строить Сажевый завод (ОАО «ТУИР») . В 1958 году появились жилые дома, детский сад, магазин для строителей завода. Так появился поселок Сажевого завода (Михалево). Одновременно начали строить развилку от станции «7 км.» до Сажевого завода.
Из воспоминаний Веретенниковой Л. В.: «Я устроилась на строительство железнодорожной развилки на Сажевый завод в 1958 году. Работы велись вручную. Ломом долбили мерзлую землю, вкапывали стрелочные переводы и шпалы в путь. Были очень сильные морозы и много снега. Работало много женщин. Даже был приказ, чтобы тяжелые шпалы женщины таскали по одной наравне с мужчинами. Жили в деревянных времянках, которые продувались. Было очень тяжело работать, но мы не роптали. Хотели быстрее достроить дорогу до Сажевого завода».
Соколова А. Я. устроилась на строительство развилки, которая вела на Сажевый завод, в 1957 году, вспоминает: «Да, работать было тяжело, но мы были молодые, энергичные, очень хотели быстрее достроить, потому что строился Сажевый завод и туда нужно было ввозить строительные материал, а затем и сырье для работы завода».
На строительстве трех развилок, которые строились почти одновременно, работали и другие жители поселка Михалево: начальником строительной организации был Семен Горячов, строители Ошанова А. М., Додонова Е. В., Бедяева А. Н., Красильникова К. В. и другие.
По завершении строительства развилки многие строители перешли работать на станцию «7 км» стрелочницами и обслуживающим персоналом.
Соколова А. Я. и Веретенникова Л. В. на стрелочниц учились в Комсомольске. Соколова А. Я. вспоминает: «Раз в два года сдавали экзамены». С 1963 года она работала дежурным по станции, с 1966 года по 1978 год — начальником разъезда станции «7 километр», общий стаж работы на станции составляет 21 год. За добросовестный труд многократно награждалась денежными премиями и в 1966 году награждена грамотой Ивановской области.
За отличную работу на станции руководство комсомольской железной дороги премировало однодневным отдыхом в санатории города Плес своих сотрудников: Додонову Е. В., Веретенникову Л. В., Соколову А. Я. (начальника станции), Красильникову К. В., Бедяеву А. Н.
Опасная работа стрелочницы
Первое здание станции, построенное в 1931 году. было небольшим, деревянным. По неподтверждённым данным, в конце 50-х годов на станции был пожар, здание сгорело, и в 1960 году было выстроено новое кирпичное здание. Некоторые жители поселка получили рабочие места на станции, а некоторые и в Комсомольске. Станция «7 километр» работала на жезловых аппаратах с ручным переводом стрелок.
Из воспоминаний Соколовой А. Я.: «Особенно зимой было трудно вручную переводить стрелки. Снегоочистительная машина проезжала только по шпалам, а по бокам железнодорожной линии были горы снега. Порой мы не могли быстро уйти с путей (преодолеть горы снега) и была опасность попасть под поезд. Работа требовала много сил, но главное — быть очень внимательными, ответственными. Был случай, когда Бедяева Антонина вручную перевела стрелку, а поезд пошел по пути, по которому она шла, она не смогла вовремя перебраться через сугроб, скатилась, и ей отрезало ногу. И это был не единственный случай, бывало всякое, работа тяжелая, но она необходима предприятиям, которые ждут грузов, — и мы это знали».
В 1988 году старая ручная электрожезловая система была заменена на пульт электроцентрализации (автоматическая система переводов стрелки и создания маршрутов). А в 1993 году была усовершенствована автоматическая система переводов стрелки и создания маршрутов.
Сегодня здание станции закрыто. А ученики михалевской школы продолжают свою исследовательскую работу по истории создания и работы «7 километра».
По материалам михалевской средней школы подготовил Александр ЗАОЗЕРНЫЙ
«Седьмой километр»
На маленькой станции ветер гуляет,
Шумит отголоском разбуженных лет;
Колеса вагонные в такт повторяют:
«Седьмой километр, седьмой километр…»
Мелькнул товарняк отраженьем в окошке,
прошел пассажирский, гудки как поклон;
И тянется, тянется эта дорожка
Еще с довоенных далеких времен.
Большие вокзалы в огнях и рекламах,
А здесь по старинке неброско живут.
И кажется, встретит нас добрая мама
В пространстве, открытом на пару минут.
И снова колесная песня, и снова
У всех на виду в каждодневных трудах
Седьмой километр у села Михалева —
Людская судьба на железных путях.
Кирсанова Л.А.