Завершается ремонт здания, ставшего визитной карточкой села Богородское и одним из символов Ивановского района. Все лето в усадьбе Кречетниковых трудились специалисты «Ивановореставрации».
Недавно я узнал, какие работы удалось провести в этом сезоне на объекте культурного наследия, имеющем не местное и не региональное, а федеральное значение.
Автограф московского зодчего
Иван Корнилов, главный инженер и научный руководитель проекта, предусматривающего обновление основного дома усадьбы, рассказал мне, какие вели работы в этом году на фасаде: «Меняли подшивку карниза, ремонтировали штукатурку фасада, окрашивали его, а также отмостку».
Специалист отметил, что речь в данном случае идет не о реставрации, а именно о поддерживающем ремонте, который делается для того, чтобы не допустить ухудшения состояния памятника.
«Ремонт не подразумевает изменение текущего облика, даже если он искажен. На реставрацию пока нет финансирования. Внутренние работы не ведутся», — уточнил Иван Корнилов.
Ремонт для такого объекта культурного наследия тоже важен. Стоит вспомнить, как свисала его уникальная лепнина, как осыпались колонны. А ведь это здание называют «автографом известного зодчего». Какого именно? Давайте вспомним историю этого удивительного строения.
Усадьбу с главным домом, конюшнями, парком и прудом возвели по велению генерал-майора Петра Кречетникова, который с 1775 года жил в Богородском и выделял средства на строительство Успенского храма.
Год назад Елена Березовская на страницах «Нашего слова» уже рассказывала подробно о судьбе помещиков:
«В 1771-1772 годах Петр Кречетников стоял с воинской командой в Ярославле «для наблюдения предосторожностей против распространения чумы», которая свирепствовала тогда в Москве. В 1773 году по протекции графов Чернышевых был назначен Астраханским губернатором. А в октябре 1774 года вел в Моздоке переговоры о присоединении Осетии к России. Последние годы его губернаторства пришлись на весьма сложные годы в истории Российской империи — Пугачевский бунт.
…За верную службу был награжден орденом Святой Анны второй степени, а ранее — польским орденом Белого Орла. Но за несносный характер, заносчивость, самоуверенность, абсолютное игнорирование мнения начальства и ближайшего окружения в 1775 г. был отправлен в отставку».
Так началась его тихая семейная жизнь в родовом имении, где его деятельная натура требовала сотворить еще что-то важное, значимое. Так, было решено возвести в Богородском церковь.
Вместе с усадьбой она создавала единый ансамбль. Но в том виде, как замышлял владелец, комплекс не сохранился. Два столетия назад его реконструировали. Такую задачу поставил уже внук генерала — Михаил Кречетников. А привлек он к проекту, по мнению краеведов, московского архитектора Доминико Жилярди.
Во всю Ивановскую
Трудно представить, как удалось пригласить в наш ивановский край такого мастера. Доменико или Дементий, как называли его в нашей стране, получивший образование как в Петербурге, так и в Европе, и прославился тем, что восстанавливал объекты, пострадавшие в столице от рук наполеоновских войск. К примеру, в Кремле он участвовал в реставрации Ивановской колокольни — колокольни Ивана Великого, которая дала трещину после взрыва, учиненного французами. Она, как известно, стоит на Ивановской площади, с которой связано всем известное выражение «Кричать во всю Ивановскую».
Жилярди называют одним из самых плодовитых зодчих Москвы. Послепожарный облик города сложился во многом благодаря ему. Он приложил руку к восстановлению многих зданий: университета на Моховой, Слободского дворца (ныне Бауманки), Вдовьего дома на Кудринской площади. Кроме того, по его проектам в стиле ампир возвели здание Опекунского совета на Солянке, усадьбу Гагариных на Поварской и дом Лунина на Никитском бульваре, а также усадьбу Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу и конный двор с музыкальным павильоном в усадьбе Голицыных «Кузьминки».
Элементы некоторых этих объектов, что для нас очень важно, весьма близки к украшениям усадьбы Кречетникова, а это подкрепляет мнение, что Жилярди мог проектировать реконструкцию жемчужины села Богородское. Благодаря реконструкции, усадьба в классическом стиле приобрела черты ампира: например, арка, оживляющая поверхность гладкой стены.
Иван Корнилов поделился исторической справкой по этому объекту культурного наследия. Его называют лучшей в Ивановской области загородной усадьбой 18-19 веков с изысканным лепным фасадным декором в духе неоклассицизма.
Дом сохранил планировку и основные сооружения этой красивой эпохи. Он украсил высокий берег Талки. Окруженное садом с оранжереями, двухэтажное каменное строение было украшено ордерными арками с настенной лепкой и великолепными барельефами, такими характерными для Жилярди.
Крупный земельный участок, занимаемый усадьбой, расположен на пологом холме и вытянут вдоль реки. Церковь Успения поставлена на самом высоком месте, недалеко от берегового склона, к которому обращена алтарем. Планировочная композиция строится на двух взаимно перпендикулярных осях, пересекающихся у храма.
Первая — ориентированная по линии восток — запад лиственничная аллея — ведет мимо главного дома к обширному парку, вторая — ориентированная на север — дорога — к хозяйственной зоне. По ее сторонам расположены все остальные усадебные сооружения: хозяйственная постройка, конюшня и дом управляющего. Все постройки возведены из кирпича, оштукатурены или побелены по обмазке, что редкость для нашего региона.
Дом с кречетами
В «Ивановореставрации» отмечают, что центр южного фасада, обращенного к лиственничной аллее, акцентирован портиком из четырех колонн с коринфскими капителями, поднятым на выступе высокого цоколя. Между колоннами была изящная балюстрада с каменными балясинами. Фриз неполного антаблемента, выносная плита карниза с модульонами и тимпан треугольного фронтона украшены тонкой лепниной.
Развитый фасадный декор украшает также северное крыло дома. Стены первого этажа здесь обработаны квадровым рустом, на фоне которого хорошо читаются широкие веерные замки плоских перемычек. В центре торца северного крыла крупная арочная ниша объединяет прямоугольное окно подвала, тройное окно первого этажа и полуциркульное — второго. Ниша оформлена в виде своеобразного двухпилястрового портика с крупной барельефной вставкой между окнами первого и второго этажей. Аналогичные ниши отмечают и боковые фасады этого крыла.
Во второй половине XIX века усадьба Кречетниковых со всеми этими красотами была продана Афанасию Шеншину — отцу великого поэта Афанасия Фета, неоднократно бывавшего в имении. Незадолго до революции усадьбу купил крупный ивановский фабрикант Зубков.
Видимо, к этому времени относится сооружение дома управляющего и хозяйственных построек, а также изменение в новом вкусе фасадов главного дома. Сто лет назад на территории усадьбы была организована первая в области коммуна, а затем разместился сельскохозяйственный институт.
В 1950-70-х годах, как отмечают реставраторы, первоначальная объемно-пространственная композиция ансамбля была нарушена строительством на его территории поселка из одно-двухэтажных кирпичных домов.
Что касается главного дома усадьбы, то его первоначальная планировка искажена поздними перегородками. Но в интерьере сохранилась парадная лестница. Восхищает, конечно, лепнина. Иван Корнилов отметил фигуры львов, маску, доспехи и растительный орнамент. Будем надеяться, что вся эта красота сохранится на долгие годы, а в будущем получится провести на объекте полноценную реставрацию.
Леонид КИЯШКО