«Веселие Руси есть пити» — знаменитое историческое оправдание всех российских любителей «выпить и закусить». Так «веселились» еще во времена князя Владимира. Однако принятое им православие…
«Веселие Руси есть пити» — знаменитое историческое оправдание всех российских любителей «выпить и закусить». Так «веселились» еще во времена князя Владимира. Однако принятое им православие сурово клеймило пьянство, и одной из мер борьбы Церкви с этим пороком стало учреждение Всероссийского дня трезвости в 1913 году. Традиция его празднования возобновилась в наши дни. Оценить приверженность современников трезвому образу жизни помогает Комплексное наблюдение условий жизни населения. Его провел Росстат на выборочной основе во всех регионах страны в 2016 году.
Оказалось, что практически каждый третий участник обследования – убежденный трезвенник (38,4 %). В городах с численностью населения от 250 тыс. до 499 тыс. жителей (к которым относится Иваново) совсем не употребляли алкогольные напитки 37,9 % респондентов. А в сельских населенных пунктах такое заявление сделали 46,2 % опрошенных! Меньше всего абсолютных трезвенников в городах-«миллионниках» — 29,5 %.
Среди остальной части обследованных более половины употребляют алкоголь только по праздникам. И здесь та же тенденция. В городах с численностью населения, к которой относится Иваново, этот показатель составлял 52,7 %, на селе таких людей было больше — 57,6 %, а в мегаполисах меньше — 45,7 %.
Употребление алкоголя один раз в неделю уже настораживает. Среди горожан, живущих в мегаполисах, так расслабляются 18,6% сторонников спиртных напитков, при численности городского населения от 250 тыс. до 499 тыс. – 14,2 %, в селах – 13 %. В третий раз первое место за жителями больших городов, а последнее — за селянами.
Тревожные ответы «употребляю несколько раз в неделю» и «каждый день» почти одинаково часто встречались на селе и в городах с населением от 250 тыс. до 499 тыс. Их дали примерно по 6 % респондентов. В мегаполисах этот показатель составлял 8 %.
Мужчины более подвержены употреблению спиртного. В городах с численностью от 250 тыс. до 499 тыс. жителей полностью избегали алкоголя 27,8 % мужчин против 45,9 % женщин. А из оставшихся любителей спиртных напитков употребляли их только по праздникам 35,8 % мужчин и 70,9 % женщин. Раз в неделю выпивали соответственно 21,5 % и 6,3 %, несколько раз – 8,5 % и 1,6 %. При этом женщины предсказуемо предпочитали вино и шампанское: это выбор 90,3 % дам.
Любопытно, что в мегаполисах вино и шампанское 1-2 раза в месяц позволяли себе 18,2 % горожанок, тогда как среди всех россиянок этот показатель составлял 11,2 %.
Что же касается популярности отдельных видов спиртных напитков в нашем регионе, то, по оперативным данным Ивановостата, за прошлый год в расчете на душу населения было продано 7,8 литра водки и ликероводочных изделий, 8,2 литра вин и 1,1 литра шампанского, 0,5 литра коньяка и 55,4 литра пива.
Отдел информации Ивановостата