Домой Газета Профессия, дарящая молодость

Профессия, дарящая молодость

«Воспитатель, воспитатель — это слезковытиратель, одеватель, обуватель, умыватель иногда. Он косичкозаплетатель, кушать вкусно помогатель, танцеватель иногда. Он творитель и ценитель, детских тайн всегда хранитель. В общем, мамозаменитель и любитель навсегда», — слова одной известной песни очень точно описывают профессию дошкольного работника.

Воспитатель подбирает такие темы занятий, которые будут интересны и ребятам помладше, и детям постарше

Быть воспитателем непросто. Не каждый, кто выбрал эту профессию, готов посвятить ей всю жизнь. Но есть и другие педагоги дошкольного образования, чей стаж исчисляется десятками лет. Среди них — Тамара Васильевна Романова. В преддверии Дня воспитателя и всех дошкольных работников, который отмечается в нашей стране 27 сентября, расскажем о ее пути в профессию, бесценном опыте, полученном в школе, и бывших воспитанниках, а в ныне Героях.

Тамара Васильевна Романова

Решила быть педагогом

Тамара Романова родилась в Иванове в простой рабочей семье. Училась она тоже в областном центре — сначала в восьмилетней 26-й школе, затем в 21-й,  где окончила 9-й и 10-й классы. Юная Тамара всегда была старательной ученицей.

— До сих пор с теплотой вспоминаю педагогов, которые вели у нас уроки. Не могу не назвать имя своей первой учительницы. Таисия Павловна была добрая, отзывчивая, но в то же время строгая и требовательная. Потом у нас появился другой замечательный классный руководитель — Наталья Ивановна Ульянова, которая преподавала английский язык. Мы, ее ученики, ездили вместе с Натальей Ивановной на различные экскурсии, побывали в Плесе, Кинешме и других городах. Учитель старалась, чтобы мы развивались, расширяли свой кругозор, за что я нашему классному руководителю очень благодарна, — вспоминает Тамара Васильевна.

Несмотря на то, что педагоги стали для нее примером, школьница не сразу определилась с выбором будущей профессии. Однажды, разговаривая с подругами о том, куда девушки планируют поступать, Тамара с удивлением узнала, что практически все ее знакомые планируют стать педагогами. Профессия действительно в те годы была популярной. В итоге Тамара тоже решила подавать документы в педагогический.

В ивановский университет она не стала поступать — побоялась, что не пройдет по баллам. В это же время выпускница школы узнала, что в Шуе также есть педагогический институт. Туда она и решила подавать документы. Девушка выбрала направление «Методика преподавания в начальных классах». Несмотря на то, что конкурс на специальность был большой (3,5 человека на место), юная Тамара в итоге оказалась в списке зачисленных на первый курс.

Учитель-директор

Студенческие годы летели незаметно. И вот уже будущих учителей направили на первую для них практику. Тамара Васильевна начала вести уроки в малокомплектной школе, которая располагалась около аэродрома в Ясюнихе.

— На плечах одной учительницы, которая там работала, держалась вся школа. Она была строга, но в то же время много мне помогала, объясняла ошибки. А школа имела свою специфику. В одном помещении одновременно сидели ребята из первого, второго и третьего классов. Нужно было каждой группе учеников объяснить тему, дать задание — кому посложнее, кому полегче. В работе я старалась использовать много наглядного материала, чтобы ребята лучше понимали то, что я говорю. Конечно, на первый взгляд могло показаться, что вести уроки в малокомплектной школе просто, потому что здесь не так много учеников. На самом деле, быть учителем в ней — это большой труд. А в целом практика настолько мне запомнилась, что я решила: после окончания института буду работать в малокомплектной школе, — сказала Тамара Васильевна.

Мечта ее осуществилась. По распределению молодой специалист попала в малокомплектную Беляницкую начальную школу. Здесь она заняла должность учителя-директора.

И вновь перед Тамарой Васильевной в одном помещении были три ряда парт: за первым сидели ребята, которые только переступили порог школы, далее — второклассники. Чуть позже на занятия приходил третий класс. Учеников также было мало, а подготовки к урокам — много.

— Когда отработала пять лет в Беляницах, нашу школу сделали базой для педагогического училища. В нее стали приезжать студенты вместе со своими преподавателями. Я давала открытые уроки, потом студенты вели занятия. Я внимательно слушала, что говорят преподаватели училища, какие они делают замечания и дают советы. Таким образом, я вновь училась, совершенствовала свои уроки, пробовала новые методики преподавания. Это для меня был бесценный опыт, — добавляет Тамара Васильевна.

В беляницкой школе она проработала 25 лет. Затем образовательное учреждение закрыли, так как сократилось количество учеников. Тогда  Тамара Васильевна перешла работать на должность воспитателя в детский сад, который в настоящее время называется «Теремок». Это было в 2003 году. Так начался новый период в жизни Тамары Васильевны.

О любви к Родине

Дошкольное учреждение также располагалось в Беляницах. Идти до него Тамаре Васильевне из дома не так долго. Сама педагог живет в деревне Говядово.

Тамара Васильевна начала работать воспитателем на группе, куда ходили ребята 4-7 лет. Многих из них она сразу же начала готовить к школе.

— Как учитель я знала, с какими трудностями сталкиваются дети, когда приходят в первый класс. В те времена не открывали групп подготовки к школе, и многим ребятам было тяжело в первые месяцы учебы. Я занималась с детьми, чтобы они увереннее чувствовали себя на уроках. Это действительно давало результаты. Однажды ко мне подошла мамочка одной из бывших воспитанниц. Она рассказала, что дочь поступила в медицинскую академию и благодарила меня за то, что я сделала для девочки. Я, конечно, удивилась, поскольку в школе я не вела у нее уроки. Тогда мамочка сказала, что я первый человек, который научил ее дочь читать, привил любовь к знаниям. Меня это очень растрогало, — говорит Тамара Васильевна.

В настоящее время воспитатель продолжает обучать ребят в детском саду чтению, грамоте и счету. Она отмечает, что к занятиям основательно готовится и всегда использует наглядные материалы. «Чтобы ребенок не только на слух воспринимал новую тему, но и что-то посмотрел, потрогал. Также стараюсь сочетать теорию с практической деятельностью, чтобы дети послушали, а потом порисовали, полепили, занялись конструированием. Группа у меня разновозрастная, поэтому подбираю такие темы, которые будут интересны и ребятам помладше, и детям постарше», — добавила Тамара Романова.

Одной из главных тем ее занятий стала любовь к Родине. Тамара Васильевна часто рассказывает ребятам о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и других героев. Дети изучают, как одет богатырь, каким оружием владеет, с какими врагами сражался.

На занятиях дети знакомились и с другими персонажами, в том числе реальными. Так, например, к 9 Мая дошкольники вместе с Тамарой Васильевной готовили постановку по произведению «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Затем воспитатель рассказала детям о реальных подвигах советских ребят-пионеров.

На одном из занятий речь зашла о современных Героях. В гости к ребятам пришел выпускник Тамары Васильевны — Дмитрий. Молодой человек участвует в специальной военной операции, был ранен, когда спасал товарища (вытаскивал его с поля боя). Когда Дмитрий приехал в отпуск, Тамара Васильевна пригласила его в детский сад.

— В детстве Дима всегда много говорил. Но на встрече ему было сложно рассказывать о своей работе. Однако те фразы, которые Дима произносил, ребята слушали, затаив дыхание. Потом мы наградили нашего Героя медалью, которую вместе с детьми сделали, угостили его чаем. Ребята были под впечатлением от этой встречи, — сказала Тамара Васильевна.

На одном из занятий речь зашла о современных Героях.

Радостно на душе

О Тамаре Романовой стоит добавить, что она дважды участвовала в конкурсе «Педагог года», была победителем муниципального конкурса «Мое лучшее занятие». Также Тамара Васильевна воспитала сына и дочь, а в настоящее время у нее четверо внуков.

Несмотря на то, что прошло много времени, педагог до сих помнит своих учеников и воспитанников, которые занимались у Тамары Васильевны в разные годы.

— Многие из них давно стали взрослыми, образовали семьи. Некоторые до сих пор живут в Беляницах — их я часто вижу. Они всегда узнают и улыбаются, встретив меня. А те ребята, которые недавно выпустились из детского сада, увидев меня, сразу бегут обниматься. На душе у меня становится так радостно! Конечно, с детьми работать непросто. Но с другой стороны, ребята всегда заряжают энергией. Наверное, поэтому я до сих пор работаю в детском саду, — улыбается воспитатель.

Алена КОРОЛЕВА