В центрах «Точка Роста», которые работают на базе школ Ивановского района, проходят практические уроки ОБЖ с использованием современных технологий.
Если взглянуть со стороны, то они мало похожи на привычные учебные занятия. Школьники надевают виртуальные очки, а на ноутбуке отображаются все их перемещения в цифровом пространстве. Кажется, что дети просто увлечены компьютерной игрой. Однако на деле они изучают один из основных и важных предметов школьной программы.
Урок в необычном формате
Оборудование для проведения уроков VR-ОБЖ, которое включает в себя программу с интерактивными сценариями, джойстики и шлем виртуальной реальности (очки), было приобретено на федеральные средства в рамках реализации национального проекта «Образование». В Ивановском районе оно появилось в центрах «Точка Роста», которые работают на базе Новоталицкой, Коляновской и Подвязновской средних школ, сообщила начальник управления образования Светлана Горнушкина.
В Новоталицкой школе, например, VR-ОБЖ впервые начали проводить в прошлом году. С этого момента школьники восьмых — одиннадцатых классов начали изучать предмет в необычном формате.
Как рассказали педагоги школы, основное отличие от обычных уроков ОБЖ заключается в том, что ребенок не просто читает параграф и пытается запомнить информацию, изложенную в нем. Он погружается в виртуальную реальность, где, как в компьютерной игре, воссоздана опасная ситуация.
Темы, которые изучают на VR-ОБЖ, совершенно разные. Ребята проходят виртуальные задания, касающиеся пожарной безопасности, вынужденного автономного существования человека в природе, безопасного поведения пешеходов, действий при обнаружении в общественных местах неизвестных вещей и предметов, оказания первой помощи человеку, провалившемуся под лед, и другие.
— Недавно ребята проходили интерактивный сценарий по пожарной безопасности. По его условиям в школе возникло возгорание. Начинается интерактивный сценарий с того, что персонаж на экране (а в жизни это школьник, который надел очки виртуальной реальности) находится в учебном кабинете. Его окружают вполне знакомые предметы — парты, доска и другое. Далее начинаются признаки первичного задымления. Задача ученика — правильно эвакуироваться и выйти из школы. Для этого ему нужно пройти по виртуальным школьным коридорам, спуститься по лестнице и так далее. По пути ученик должен выполнить дополнительные задания, — рассказала руководитель центра «Точка Роста» Новоталицкой средней школы Екатерина Евгеньевна Галанина.
В конце VR-урока обычно подводятся итоги прохождения интерактивного сценария. Совместно с педагогом дети обсуждают совершенные ошибки и заполняют недостающие пробелы в знаниях.
Так, например, однажды возникли сложности с одним из заданий — ребятам нужно было воспользоваться виртуальным огнетушителем. В условиях, когда действовать приходилось быстро, не все дети смогли правильно выполнить поставленную задачу. Другие ученики впервые столкнулись с тем, как пользоваться огнетушителем, и растерялись. После урока учитель ОБЖ Оксана Александровна Федосеева взяла устройство для тушения очагов пожара и подробно объяснила ребятам порядок действий при работе с ним, чтобы в дальнейшем сложностей не возникало.
Спасти себя и других
О других типичных ошибках школьников во время прохождения интерактивных сценариев рассказала и другой учитель ОБЖ Новоталицкой средней школы Марина Васильевна Кашуро. В реальной жизни такие неправильные действия могут привести к тяжелым последствиям и даже гибели людей.
— Когда с восьмым классом проходили сценарий по эвакуации из школы из-за возгорания, дети забывали про виртуальное полотенце — его нужно было намочить и приложить к лицу, чтобы не задохнуться. Ученики чаще вспоминают про телефон, а не про полотенце. Еще одна ошибка — когда школьники проходят мимо кабинета, в котором находится ребенок, оставляя его в задымленном помещении, — отметила Марина Васильевна.
Со сложностями столкнулись и одиннадцатиклассники. Ребята проходили интерактивный сценарий, касающийся пожаров в быту. Одно из заданий — потушить загоревшийся телевизор. Дети, как правило, спешат и выливают на технику воду, забывая выключить ее из розетки. Еще одно задание — потушить горящее масло на сковороде. И тут ученики выплескивают виртуальную воду. В итоге горящее масло разбрызгивается на другие предметы, которые в итоге тоже оказываются в огне. Выход один — срочно покинуть помещение. А можно было накрыть сковороду крышкой — таких последствий бы не было, добавляет Марина Васильевна. Не все старшеклассники справились и с небольшим виртуальным возгоранием в электрическом щитке: брали огнетушитель одной рукой, распыляли его на значительном расстоянии от возгорания и не только.
— Такие новейшие технологии, как оборудование виртуальной реальности, действительно разнообразят урок. Занятие становится ярким и запоминающимся. Я вижу, что ребята заинтересованы в нем. Тем более, VR близко и понятно современным детям. Большинство из них сейчас играет в компьютерные игры. А VR-ОБЖ очень похоже на них. Тот, кто увлекается компьютерными играми, проходит интерактивный сценарий быстро и часто без ошибок. Остальным ребятам немного посложнее. Трудности возникают у детей, у которых плохое зрение. Чтобы надеть шлем виртуальной реальности, им приходится снять очки. В итоге задания они не видят — приходится их читать ребятам. И жаль, что шлем виртуальной реальности в школе только в одном экземпляре. Весь класс не успевает пройти интерактивный сценарий за один урок, — пояснила Марина Кашуро.
Впечатлениями от занятий поделились и ученики Новоталицкой средней школы. Ребята признались, что им был интересен такой формат урока.
— Одно из наших занятий было посвящено правилам поведения во время вынужденного автономного существования человека в природе. По условиям сценария мы оказались одни в лесу. Нужно было понять, как себя обезопасить и сохранить себе жизнь, а для этого выбрать безопасное место для лагеря, построить шалаш, собрать неядовитые ягоды, развести костер и привлечь внимание спасателей дымом от костра. Сложность заключалась в нестандартности ситуации и ограниченном времени на выполнение заданий. Также у нас был урок по теме «Правила поведения при пожаре в квартире». Проходить сценарий было несложно. У меня получилось выполнить все задания правильно, — сказала ученица 10-го класса Анна Федосеева.
Уроки ОБЖ с использованием современных технологий понравились не только школьникам, но и учителям. Педагоги надеются, что в будущем в «Точку Роста» будут закуплены дополнительные шлемы виртуальной реальности, а школе станут доступны новые интерактивные сценарии.
Алена КОРОЛЕВА
КСТАТИ
Проект «VR-ОБЖ» создан одним из победителей конкурса «Лидеры России» Михаилом Евстифеевым. Он направлен на обучение школьников с целью приобретения практических навыков в опасных ситуациях, связанных с жизнью и здоровьем. Прежде чем запустить технологию, ее изучали педагоги-психологи, преподаватели ОБЖ и информатики.
Дзержинск стал первым городом России, где на уроках ОБЖ стали использовать технологии виртуальной реальности. В настоящее время в России VR-технологии начали применять не только на уроках ОБЖ, но и на занятиях по трем основным предметам естественно-научного цикла — физике, химии и биологии. Также специалисты разрабатывают интерактивные сценарии по другим школьным предметам: астрономии, истории, технологии, географии, робототехнике и культуре.