Так сложилось давно благодаря общей позиции педагогического коллектива и руководства сельского Совета, а затем его правопреемника — администрации сельского поселения. Музей хранит правду и вдохновляет на…
Так сложилось давно благодаря общей позиции педагогического коллектива и руководства сельского Совета, а затем его правопреемника — администрации сельского поселения.
Музей хранит правду и вдохновляет на перемены к лучшему
Начну с рассказа о нашем школьном музее. Он был открыт в 2000 году экспозицией «История деревни Большое Подвязново». За минувшие шестнадцать лет собран и систематизирован огромный документальный материал. Особенно выделяются три раздела: культурная революция и народное образование как ее составная часть; Великая Отечественная война в судьбах подвязновцев; история поселка Подвязновский.
В экспозициях о корнях российской истории музей рассказывает о первых учителях, которые в начале двадцатого века помогли преодолеть поголовную безграмотность — смогли обучить не только детей, но и взрослых. Солидное исследование посвящено истории Подвязновской начальной школы. Уже тогда, с 1918 года, деревенская школа-четырехлетка стала настоящим центром просвещения и культурного досуга. Примером высокой нравственности и гражданского долга предстают в материалах музея первые учителя: Елена Семеновна Макарова, Ираида Григорьевна Кропотова, Татьяна Ивановна Несмеянова.
Гражданский долг и ответственность — это высокие личные качества. Именно они помогли выстоять нашему народу в Великой Отечественной войне. Музейная экспозиция» рассказывает о вкладе подвязновцев в победу над врагом.
Донести правду о подвиге народа — почетная и важная задача. Коллектив школы задумался над вопросом: «Что мы можем сделать, чтобы выразить уважение к участникам войны и тыла?» Так родились книги «Дети войны» и «Юность, опаленная войной».
Подвязновский в современном виде начал строиться в 1970 году. Быстро возводились дома, социально-бытовые объекты. История поселка, а теперь села, неразрывно связана с историей птицефабрики имени «60-летия СССР», поэтому в музее мы создали экспозицию «Трудовые будни птицефабрики». Само население внесло большой вклад в благоустройство и озеленение поселка. Жизнь кипела, и казалось, что так будет всегда. Но прошло время, и все изменилось, иссякла и инициатива жителей. Стали привычными грязь на улицах и в подъездах, кучи мусора вдоль центральной дороги и на остановке. Жизнь стала рутинной и скучной.
Так что же сделать для того, чтобы люди вновь почувствовали себя частичкой общества? Школа добровольно взяла на себя миссию мотора общественной жизни села. В 2000 году ученики нашей школы в ходе акции «Я — гражданин России» подготовили проект строительства детских площадок, он одержал победу на районном и областном конкурсе. Ребята сумели осуществить этот проект на практике. Были построены площадки на территории школы, в детском саду «Радуга», на территории поселка. Жители не остались равнодушными: оказывали посильную помощь строительными материалами, с удовольствием помогали ребятам. Но самое главное, на наш взгляд, что жизнь в Подвязновском стала другой — она перестала быть скучной.
В 2004 году, знакомясь с документальными материалами музея, ребята обратили внимание, что во многих встречаются фамилии Лядовы, Кротоповы, Сакулины. На протяжении почти трех столетий они проживали в Подвязнове, их семьи увеличивались, добавлялись новые фамилии. Наши земляки были очевидцами и участниками великих исторических событий. И мы решили создать экспозицию «Наши родословные». Проведена очень большая поисковая и исследовательская работа.
Чтобы выяснить, какую роль в жизни страны, молодых людей 60-70-х годов ХХ века играли комсомольские молодёжные стройки, проанализировали пример участия наших земляков в строительстве газопровода «Бухара — Урал».
Толчок к началу исследовательской работы дала комсомольская путевка Геннадия Васильевича Лядова. Его вдова Лядова Валентина Васильевна когда-то вместе с мужем трудилась на строительстве этого газопровода. Были записаны воспоминания, представилась возможность ознакомиться с записями Лядова Геннадия Васильевича о том времени.
Во многих ударных комсомольских стройках принимали участие и комсомольцы Ивановской области, в том числе и нашего Ивановского района. Основой являлись добровольность формирования и самоуправление, взаимопроникновение хозяйственной деятельности с идейной работой среди местного населения, а также строгая сознательная дисциплина и ответственность. У бойцов стройотрядов воспитывалось уважение к чужому труду, чувство долга и самостоятельность. Эти славные традиции нельзя забывать.
Простой листок с названием «Комсомольская путевка» рассказал нам много интересного, научил работе с архивными документами, периодической печатью. А сколько незабываемых встреч он подарил!
В музее хранится множество ценного документального материала, а на экскурсии приходят не только учащиеся школы, но и жители поселка. Особенно часто бывают ветераны, принимают участие в уроках истории, проводят тематические встречи со школьниками. В музее создан уголок, посвященный ветеранскому движению России, района, нашего села.
Таким образом, музей стал достоянием всего поселения, ведь его создание и постоянное пополнение — общее дело местных жителей нескольких поколений.
Влияние школы на «погоду в доме»
Не только учащиеся, но и взрослое население имеет благородную привычку заботиться о благоустройстве села, с вниманием относиться к старшему поколению, соблюдать негласные, выработанные веками правила пристойного поведения. Да и как иначе, если школа постоянно трудится над этим в течение многих десятилетий!
Большое значение имеет школьный волонтерский отряд «Забота». Ребята ухаживают за территорией обелиска воинам Великой Отечественной войны в селе Подвязновском, за воинскими захоронениями. Волонтёры ремонтируют подъезды в домах, где проживают ветераны войны и труженики тыла, поддерживают чистоту на детских и спортивных площадках во дворах, оформляют территорию детсада.
Школа активно сотрудничает с родителями учащихся, советом ветеранов, местным депутатским корпусом. И в этом плане можно сказать, что она является центром пропагандистской и воспитательной работы для жителей всех поколений. Весом наш вклад в развитие на территории поселения физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни. Звание «Школа здорового образа жизни» нам присвоено как победителю областного конкурса. И мы соответствуем этому званию: активно функционирует школьный центр здоровья, работают спортивные секции, открыт плавательный бассейн. Учащиеся школы в составе районных спортивных команд принимают участие в областных спортивных соревнованиях.
Педагогический коллектив в постоянном творческом поиске, и не случайно с 2013 года школа является региональной инновационной площадкой Департамента образования правительства Ивановской области «Воспитание толерантности и духовно-нравственной культуры учащихся в образовательных учреждениях общего вида», а с 2016 года — участник пилотного проекта по апробации элективного курса «Ивановский край в многонациональной России». Институт развития образования Ивановской области проводит на базе нашей школы учебно-методические семинары для педагогов Ивановской области. В этом учебном году проведено четыре областных и два межрегиональных семинара.
Надеемся на помощь спонсоров
Только что мы завершили большой коллективный труд: обобщив опыт краеведческой работы педагогов и учащихся школы, жителей села Подвязновский, подготовили к печати книгу «Годы, опаленные войной». Значительный вклад в реализацию этой идеи внесли учителя Светлана Александровна Шилова, Елена Борисовна Соколова, Юлия Геннадьевна Ястребова.. Огромное спасибо за помощь бывшим педагогам школы Эдуарду Геннадьевичу Артамонову, Галине Васильевне Редей, Марине Александровне Хлыновой. Начальная стадия — набор и верстка будущей книги — сделана. Это кропотливая работа, проделал ее заместитель директора по информатизации Дмитрий Сергеевич Клячин.
Получился большой многостраничный сборник, но чтобы издать его, и издать достойно, качественно, нужна спонсорская помощь. Уверена, что ценность сборника в дальнейшем будет только возрастать, ведь в нем собраны биографии и воспоминания 54 участников боевых действий и тружеников тыла Великой Отечественной войны.
Ольга ШУВАНОВА
Для справки. Подвязновская средняя школа — финалист всероссийского конкурса «Лучшие школы России» (2004); победитель всероссийского конкурса воспитательных моделей (2004); дважды (в 2006 и 2008 годах) победитель национального приоритетного проекта «Образование»; неоднократный призёр Международной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети исследуют мир»; участник национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России-2013»; победитель «Открытого публичного смотра-конкурса образовательных организаций-2017».