В редакцию пришла наша постоянная читательница Ольга Опекунова из деревни Афанасово и рассказала нам историю о своей маме Нине Ивановне, которая долгое время работала в…
В редакцию пришла наша постоянная читательница Ольга Опекунова из деревни Афанасово и рассказала нам историю о своей маме Нине Ивановне, которая долгое время работала в школе учителем.
— Находясь на пенсии и имея пятерых внуков, школьников с 1 по 5 классы, — начинает свой рассказ Ольга . — Часто слышу разговоры о школе, учителях, учебе, каждый по-своему отзывается о своем первом учителе. Эта тема очень актуальна в нашей семье. С тем, что заложит школа, учитель, наши дети пойдут по жизни.
Моя мама, Хохлова Нина Ивановна, работала учительницей начальных классов, была первой учительницей для своих учеников. Её уже нет с нами, а память о ней живет в нас – детях и внуках, а также в памяти учеников. Её имя они пронесли в своем сердце через многие годы.
Мама проработала в школе более сорока лет. В годы войны — в ивановской школе № 47, это была спецшкола для трудных детей. Классы были большие – по 35-40 человек. Иногда во время урока объявлялась воздушная тревога – гудели фабрики и заводы, оповещая об опасности. Мама вспоминала, что в эти страшные минуты она старалась быть спокойной, уверенной. Дети, взявшись за руки, парами быстро шли за своей учительницей в бомбоубежище и оставались там до тех пор, пока тревогу не отменяли. Потом возвращались в школу, занятия продолжались.
Помимо работы в школе мама была и на торфоразработках. Женщины, стоя в ледяной воде, вырезали брикеты торфа, которым топились фабрики. Тяжелое было время, но никто не роптал. Все верили, что война закончится нашей победой. Ежедневно слушали радио с голосом великого диктора Левитана. Он сообщал о ситуации на фронтах, дарил надежду миллионам людей. Именно Левитан объявил о взятии Берлина и окончании войны.
За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны маму в 1946 году наградили медалью. После войны она работала в школе № 9, потом до выхода на пенсию – в средней школе № 12.
Буквально на днях я слушала передачу по радио, в которой речь шла о том, должна ли школа воспитывать детей или её дело – только учить, а воспитание – удел родителей. Разные были мнения. Наша мама учила грамоте, чтению, математике и воспитывала в детях чувства дружбы, товарищества, ответственности за своё поведение, учила добру, уважению к старшим, помощи слабым. Эти понятия закладывались с первых дней учебы. Мама сама была примером для учеников – всегда аккуратна, справедлива, честна. Своих учеников она любила как своих детей, и они платили ей любовью. Многие годы ходили в гости. Став взрослыми людьми приходили со своими детьми, рассказывали о своей жизни, работе. Часто звучал баян, пелись песни. Это были праздники для обеих сторон.
Читая мой рассказ, задайте себе вопрос – каждый ли из нас, бывших учеников, может прийти со своими семьями без приглашения к своей первой учительнице и знать о том, что тебе будут всегда рады, встретят как дорогих и долгожданных гостей? Наша мама оставила теплый след в памяти своих учеников, которым хотелось вновь встретиться со своей учительницей, почувствовать себя детьми, окунуться в своё детство, в незабываемые школьные годы.
Приведу два примера встречи мамы со своими бывшими учениками по прошествии многих лет.
Маме 70 лет, юбилей. Собралась наша семья. Сестра Надежда приехала с мужем из Минска, другая, Виктория, тоже с мужем – из Ильинского района. Приехал брат. Сели за праздничный стол. Поздравляем маму. Вдруг около дома заиграл баян. Смотрим в окно – мамины ученики, 15 человек! Встречаем гостей. Шумной толпой входят в дом. «Нина Ивановна, здравствуйте! Мы не забыли про Ваш юбилей и вот пришли». Равиль Аблязов достает красивый платок и накрывает мамины плечи. Каждый подходит и целует маму. «Вы у нас самая красивая, самая любимая!»
Долго в тот вечер играл баян, пелись песни. Мама весь вечер любовалась своими детьми и дорогими учениками.
Маме 75. Поздравляем с днем рождения. Звонок в калитку. Выхожу и вижу – стоит невысокий седой мужчина с палочкой и держит торт в руках. Спрашивает:
— Здесь живет Хохлова Нина Ивановна?
— Да, здесь. А Вы кто будете?
— Я её ученик. Учился у неё в школе № 47. Давно.
Заходим в дом. Мужчина раздевается и идет прямо к маме: «Нина Ивановна! Здравствуйте! Вы меня узнаёте? Я Ваш ученик, учился в сорок седьмой школе».
Мама встает, долго смотрит на него. Мужчина начинает волноваться: «Неужели не узнаёте, Нина Ивановна?».
Мама молчит, потом спрашивает: «Вася? Ты?». И уже уверенно: «Вася, сынок…».
«Я, это я, — со слезами на глазах сказал мужчин. – Я разыскал Вас и вот пришел поздравить. Вы моя самая любимая учительница, я всегда Вас помнил, всегда».
Мама обняла Васю: «Садись к столу, сынок. Спасибо, что пришел».
Мужчина долго сидел с мамой, рассказывал о своей жизни. А мы удивлялись тому, что она сумела узнать в пожилом уже человеке своего ученика, ребенка, которого когда-то учила.
Мама воспитала и нас, своих четверых детей, в таком же духе – быть честными, справедливыми, уважительными к людям. Старшая дочь Виктория с отличием окончила пединститут, преподавала русский язык и литературу в сельской школе более сорока лет. Надежда – кандидат педагогических наук, сейчас на пенсии. Она преподавала в институте культуры в Минске. Евгений – строитель. Я, Ольга, младшая, сорок лет проработала медсестрой. Пишу это письмо в надежде, что напечатают в газете, а бывшие мамины ученики прочитают. Мама до конца жизни помнила и любила их всех. Плохих учеников у неё не было.
Подготовила Галина Ужастина.
Фото из семейного архива О.В. Опекуновой.
Из пояснений автора письма к снимку: «Последний выпуск Н.И. Хохловой. Из этого класса пятнадцать человек приходили на юбилей Нины Ивановны в 1984 году. Этим ученикам сейчас по 65 лет. В верхнем ряду третий слева – Сережа Булынин, это он приходил с баяном. Третий справа – Равиль Абрязов. Не раз навещал учительницу со своими детьми, их у него четверо.
В нижнем ряду четвертый справа – Гена, инвалид детства, не мог ходить. Нина Ивановна часто водила своих учеников в театр, и при этом говорила им: «А ведь Гене тоже хочется в театр. Что будем делать?» И мальчишки по очереди несли одноклассника на закорках. Его мать потом приходила в школу со слезами благодарности».