Возлюбленные о Воскресшем Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Вновь в наш мир пришло Светлое Христово Воскресение! «Смерть! где…
Возлюбленные о Воскресшем Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Вновь в наш мир пришло Светлое Христово Воскресение!
«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!» — такие восклицания святителя Иоанна Златоуста слышали мы сегодня за праздничным богослужением.
Но как смерть и воскресение Христовы соотносятся лично с нами?
Есть две смерти и два воскресения.
Святитель Филарет, митрополит Московский, пишет: «От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, и духовная, когда душа лишается благодати Божией. Душа может умереть, но не так, как тело». А как? Святитель разъясняет: «Душа, умирая через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, пребывает в состоянии мрака, скорби и страдания».
«Души имеют свою смерть в нечестии и грехах; они мертвы», — разъясняет блаженный Августин.
Святитель Андрей Кесарийский добавляет: «Явные и достойные сожаления суть мертвецы те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в греховной мертвенности».
Смерть души – вот характерная черта очень и очень многих людей. Как часто даже воцерковленные православные христиане через личные грехи приближаются к этой черте! Однако для того и пришел в мир Христос, чтобы избавить нас от такой печальной участи.
Апостол Павел говорит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4-5). Речь здесь идет не просто о существовании, как таковом, но о духовном обновлении.
У святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы читаем: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5, 25).
Казалось бы, здесь говорится о будущем, когда мертвые восстанут навстречу Христу, грядущему со славой. Но блаженный Августин обращает наше внимание на слово «настало». Апостол имеет в виду не только будущее телесное воскресение, но и «воскресение душ», то духовное обновление, которое является целью каждого православного христианина.
«Услышавши» означает, что все, и грешники, и праведники, могут внять зову Христа, последовать за Ним, избавиться от смерти души. Еще здесь, на земле, при своей жизни они сподобляются первого, духовного воскресения. Так величайшее упование и несоизмеримое ни с чем благо дается даром каждому из нас.
Благо это может быть получено только на церковном пути. Жизнь в Церкви, исповедь и Причащение Святых Таин – вот, что ведет нас к избавлению от первой смерти уже сейчас, и затем, после смерти второй, телесной — к воскресению навстречу Спасителю. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его», — свидетельствует нам святой апостол Павел (1 Кор. 15, 22).
Досточтимые отцы, братья и сестры! Будем же всегда помнить о словах Священного Писания: «Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим» (Рим. 8, 11). В этом наши надежда и упование. Здесь – смысл всего, всех трудов, всей жизни. Ведь «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).
Пусть же Воскресший Спаситель мира никогда не оставит каждого из нас своей милостью!
Вновь и вновь восклицаю вместе со всеми вами:
Христос Воскресе!
Воистину воскресе Христос!
+Иосиф
Глава Ивановской митрополии
Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский
Пасха Христова
г.Иваново
11/24 апреля 2022 года