Домой Газета Папа дал сыну авиационное имя и не думал, что тот дотянется...

Папа дал сыну авиационное имя и не думал, что тот дотянется до космоса

Аэродром Ясюниха — база Ивановского аэроклуба и одна из визитных карточек Ивановского района. Многие выпускники аэроклуба, делавшие первые шаги в небо в Ясюнихе, стали выдающимися  спортсменами, летчиками и инженерами. Один из них, бывший учащийся  ивановской спецшколы ВВС Авиард Фастовец, испытывал секретные космические аппараты.

Дорога в небо

Быть первым в небе ему было написано судьбой. Когда в семье летчика Гавриила Фастовца родился сын, имя ему дали соответствующее эпохе. Шел 1937 год — время рекордов советской авиации, репортажи о перелетах на Дальний Восток и в Америку, достижении рекордов в высоте и скорости самолетов не сходили со страниц газет. Имена Чкалова, Громова гремели на всю страну.

— Дед, папин отец, — Гавриил Евстафьевич — приехал в Иваново из Сибири.  Из многодетной украинской семьи, один из 21 братьев-сестер, — рассказывает дочь Ирина Авиардовна. — В Иванове он закончил аэроклуб, а жил и работал в Коврове, был начальником парашютной секции местного аэроклуба. Здесь папа и родился. И имя ему дали оригинальное: Авиард — «авиационный рекорд дальности». Дедушка прошел всю войну, защищал небо Москвы. Папа пошел по его стопам.

Кроме имени обязывал и пример отца. Когда сын пошел в школу, отец сбивал врага в сталинградском небе, получил самый уважаемый боевой орден — Красного Знамени. Авиарду было кем гордиться. И после окончания школы-семилетки в Коврове мальчик выбрал самый верный путь в небо — поступил для продолжения учебы в 3-ю спецшколу ВВС в Иванове. Была такая в те далекие годы на улице Большая Воробьевская, сейчас в этом здании — Институт развития образования Ивановской области. Выпускники таких специальных школ получали распределение или в летные, или в авиационно-технические училища. Школа жила как настоящая воинская часть: казарма, подъем — отбой, шинели, строевая подготовка. Одновременно ребята получали среднее образование и обучались авиационным дисциплинам.

— Все спецшкольники, кто успевал, имели возможность заниматься в ивановском аэроклубе, летать на планерах, прыгать с парашюта. Романтика была так велика, — вспоминал генерал Виталий Кремлев, начальник Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, тоже выпускник ивановской спецшколы, — что за такие возможности спецшкольники с большим желанием учились, вели себя достойно.

В фондах государственного архива Ивановской области сохранились документы спецшколы. Есть там и приказ о распределении выпускников в 1954 году, это был предпоследний выпуск. Авиард Фастовец получил направление в военную авиационную  школу первоначального обучения в Актюбинске. Затем было легендарное, старейшее в стране Качинское авиационное училище, которое лейтенант Фастовец окончил с золотой медалью. Как отличник был оставлен в училище летчиком-инструктором, восемь лет готовил летчиков для военной авиации.

На пороге космоса

Следующей ступенькой стала школа летчиков-испытателей. С 1967 года в течение 20 лет находился на испытательной работе в конструкторском бюро Микояна. Участвовал в испытаниях почти всех самолетов марки МиГ. Какие-то первым поднимал в воздух, какие-то испытывал на перегрузках в экстремальных режимах.

Одной из его побед стала программа испытаний самолета-разведчика МиГ-25РБ. «Впервые эта тема проходила под знаком атакующего бомбардировщика, специально готовившегося под ближневосточный кризис, — вспоминал летчик-испытатель Валерий Меницкий. — МиГ-25РБ — пока единственный в мире самолет, способный нести боевые заряды на сверхзвуке, с большой высоты и со скоростью порядка 3000 км/час поражать цели на земле. Ни до, ни после опыт этой машины не был превзойден. Первым летчиком в мире, осуществившим подобное, стал Алик Фастовец».

К моменту откомандирования в группу, работающую над орбитальным космическим самолетом в 1976 году, Авиард Фастовец, как опытный летчик-испытатель, уже был удостоен высокого звания Герой Советского Союза.

— Отец был очень порядочным и скромным человеком, никогда не злоупотреблял своими привилегиями, — вспоминает дочь Ирина Авиардовна. — Лично мне только один раз в жизни взял билет по своей брони в театр на Таганке на новый аншлаговый спектакль. Нигде своей корочкой Героя не светил, Звезду не носил из скромности…

В Советском Союзе в 1970 годы, параллельно с работами над кораблем многоразового использования «Буран», программой которого руководил Владимир Бальмонт, наш земляк, готовился еще один проект под названием  «Спираль». Он предусматривал вывод на орбиту космического аппарата с помощью воздушного старта, т.е. не привычной ракетой, а с борта многомоторного самолета. Даже сейчас это кажется фантастикой, в середине 1970-х стало почти реальностью.  Ведущим  испытателем экспериментального пилотируемого орбитального самолета в 1976 году и был назначен летчик-испытатель Авиард Фастовец.

В октябре 1976 года он выполнил первый полёт и провёл испытания экспериментального самолёта, прообраза воздушно-космического самолёта. Наш земляк отрабатывал технику пилотирования и посадки этого первого многоразового космического аппарата. После всесторонней проверки было решено перейти к самому трудному и ответственному этапу — сбросу с самолета-носителя и автономному полету и самостоятельной посадке.

Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт (ЭПОС) устанавливался под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика Ту-95К, а летчик на высоте пяти километров должен был сбросить его. 27 октября 1977 года на скорости 420 км/час аппарат, пилотируемый Авиардом Фастовцом, отделился от самолета-носителя и ушел в свободный полет.

Вот как вспоминал об этом полете сам Фастовец: «Занимаю место в кабине. Держатели подтягивают аппарат к люку. Загрохотали винтами и турбинами все четыре двигателя носителя, и он после тяжелого разбега уходит в хмурое осеннее небо. На высоте 5 тысяч метров сцепка ложится на «боевой курс». Рассчитан он так, чтобы в случае экстремальной ситуации после отцепки я имел возможность без больших эволюций, снижаясь, «вписаться» в посадочную глиссаду и приземлиться на своем аэродроме. По самолетному переговорному устройству (СПУ), к которому подключен и отцепляемый аппарат, штурман с борта Ту-95К предупреждает: «Готовность ноль-один. Затем слышу: «Сброс!». Знаю, что сейчас штурман нажал кнопку, чтобы раскрыть замки держателей.

Отделившись, аппарат довольно круто опускает нос, будто собрался нырнуть с обрыва. Похоже, чуток перестарались с углом установки балансировочного щитка, настроив на быстрейший уход из струи от носителя. Парирую отклонением рулей — «птичка» слушается их хорошо. Автономный полет продолжался по заданной программе без больших отклонений. Значит, воздушный старт для отработки аналога вполне годится».

В дальнейшем состоялось еще 5 автономных полетов этого аппарата. Три из них выполнил наш Фастовец. К сожалению, проект был закрыт в сентябре 1978 года решением нового министра обороны Д. Ф. Устинова. Опыт в разработке ЭПОСа пригодился при создании «Бурана».

О вкладе Фастовца в освоение космоса рассказывал его коллега, летчик-испытатель Валерий Меницкий: «Он блестяще провел эти испытания. В принципе, он был первым в мире летчиком, поднявшим в воздух и посадившим орбитальный космический корабль, управляемый, как самолет. К сожалению, об этом мало кто знает. Но это действительно так. Лишь специалисты, ведающие хронологией разработок космических челноков, хорошо это знают. И приоритет Фастовца в данной области неоспорим».

После космической программы Авиарда Гавриловича ожидала интересная работа по морской тематике. Он стал ведущим летчиком в области отечественной палубной авиации и — в очередной раз — первым летчиком в нашей стране, выполнившим взлет на МиГ-29 с корабельного трамплина без всякой пороховой катапульты, которой пользуются западные «морские волки». Сейчас к этому режиму взлета относятся вполне обыденно.

В конце летной карьеры ему вновь довелось прикоснуться к космосу. Именно Фастовец  первым поднял в небо МиГ-31Д, который нес мощную ракету, обладавшую возможностью сбивать искусственные спутники земли, находящиеся на околоземной орбите. Наш комплекс был мощнее аналогичного американского и мог стать очень важным звеном в системе противоракетной обороны страны.

После ухода с лётной работы остался в ОКБ. Жил в Москве. Умер  в 1991 году и похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.

В областном центре, на здании по улице Большой Воробьевской, где раньше располагалась спецшкола ВВС, установлена мемориальная доска. Рядом с ней явно не хватает памятной доски с именем его выдающегося выпускника, прокладывавшего дорогу к звездам.

Ракета, стартующая к звездам, стала символом космической эры. Но вырваться из объятий земного притяжения и подняться в космос можно и другими способами. Над такими альтернативными проектами выхода в космической пространство и работал  Авиард Гаврилович Фастовец.

Сергей КАРГАПОЛЬЦЕВ