Домой Газета Ольга Ополева: «У Даши впереди большие перспективы»

Ольга Ополева: «У Даши впереди большие перспективы»

С 17 по 20 апреля ученица 11 класса Коляновской школы Дарья Воркуева вместе со своим учителем математики Ольгой Ополевой приняла участие во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского. Дарья одержала победу на региональном заочном туре. И вот — очный этап в Москве.

Дарья Воркуева стала победительницей регионального тура конкурса Вернадского

Я встретился с победительницей и ее наставником. Они рассказали мне о своем проекте и о поездке в столицу. Проект ученица выполнила сама, а преподаватель оказала ей профессиональную поддержку.

Ученица

Дарья Воркуева рассказала свою историю, связанную с этим предметом. Учится Даша на 4 и 5. Правда, как она говорит, математику с каждым годом становилось понимать и запоминать труднее. В седьмом классе пошло разделение на алгебру и геометрию, а в девятом нужно было сдавать основной государственный экзамен, где есть задания по обоим предметам. Девушка сдала ОГЭ на 4 и 5, но в 10 классе столкнулась с тригонометрией. Эта наука оказалась сложной, но — поэтому — и интересной.

Для того, чтобы получить итоговую аттестацию, каждому школьнику нужно сдать единый государственный экзамен и еще подготовить индивидуальный школьный проект. Даша подготовила его в 10 классе и выбрала раздел тригонометрии в математике. Цель ее проекта — помочь усвоению и восприятию сложных для старшеклассников математических тем. Назвала Дарья его «Мнемотехника на уроках математики».

Наставник

Учительница Даши Ольга Адольфовна рассказала о том, что математикой она тоже увлеклась не сразу. С детства ей нравились «технические дисциплины». В школе она была отличницей, а при поступлении в вуз выбрала физику. Ольга была твердо уверена в том, что все в этом мире происходит благодаря физике и физическим законам.

Получив в Ивановском государственном университете диплом преподавателя физики, она отправилась работать учителем в Коляновскую школу. Вакансия учителя физики на тот момент уже была занята, поэтому ей предложили преподавать математику. Ольга согласилась. В 2012 году она победила во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России» в номинации «учитель математики». Ольга Адольфовна работает в Коляновской школе и сейчас, и все это время учит детей познавать и понимать математику — «царицу наук».

Серьезный подход

Ольга Адольфовна заметила стремление Даши и предложила свою помощь в реализации проекта. Учитель и ученица посоветовались  со школьным психологом. Психолог предложил Даше провести опрос среди детей седьмых и одиннадцатых классов, что  помогло выявить несколько основных типов мышления учеников.

— У большинства оказались предметно-действенный и наглядно-образный тип мышления, при которых человек воспринимает информацию через образы и предметы. Меньше всего оказалось учеников с абстрактно-символическим типом, который подразумевает то, что человек лучше воспринимает информацию через математические коды, формулы и операции, — рассказывает Дарья.

Даша решила создать наглядное пособие для старшеклассников, где она собрала различные приемы для более эффективного усвоения математического предмета. Основной упор, как рассказывает школьница, шел на тригонометрию, а именно на запоминание значений косинуса, синуса, тангенса угла, а также на значение функций оси X и Y и разных формул.

Эти приемы ученица предлагала протестировать своим одноклассникам, которые уже на своем примере говорили, какие из методов самые действенные и эффективные. Одним из них стал прием ассоциации. Он подразумевает, что ученик должен ассоциировать значение косинуса, тангенса, синуса и котангенса с определенным образом.

— Например, синус высчитывается по оси Y, по вертикали, соответственно школьник определяет его как «синева небесная», значит понятно, что синус высчитывается по вертикали. Для косинуса же есть такое определение, как «косим траву», а это значит, что высчитывать его надо по оси Х, то есть по горизонтали, — объясняет Ольга Ополева.

Другой прием также, по словам девушки, работает через образы. Он нужен для понимания определений лучей в равнобедренном треугольнике, таких как биссектриса, высота и медиана.

Определение биссектрисы, как говорит учитель, многие знают по образу «крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», поэтому она предложила Даше придумать такие определения и для других линий. Так медиана стала «обезьяной, которая прыгает на середину противоположной стороны». То есть луч должен всегда падать на середину противоположной от вершины треугольника стороны. Высота — «похожа на кота». То есть ученик представляет себе вытянутого кота с хвостом, напоминающего прямой угол, так как высота всегда под прямым углом.

Высокая оценка жюри

«Мнемотехнику на уроках математики» Ольга Адольфовна предложила Даше послать на Всероссийский конкурс имени Вернадского. Первый региональный этап конкурса под названием «Областные юношеские чтения имени Д. Г. Бурылина» проходил в заочном формате. Даша прислала заявку и стала победителем в секции «Образование и культура: история и современность».

После этого ей и преподавателю предложили поучаствовать со своим проектом в очном этапе конкурса, на что они и согласились. В Москве добрались на метро до Университетской гимназии, которая является школой-интернатом при Московском государственном университете. Там и заселились, так все участники проекта располагались в гимназии.

— Так близко к МГУ я не еще не была! Я в Москве не первый раз, но мне очень запомнился масштаб этого города. В нем, наверное, легко потеряться, но мы с Ольгой Адольфовной не отходили друг от друга ни на шаг, — вспоминает ученица.

Приехали, зарегистрировались и пришли на ужин. После «вкусного» перерыва Даша начала готовиться к выступлению: прочитала несколько раз свою речь и тренировалась в презентации проекта. На следующий день в актовом зале гимназии состоялось торжественное открытие конкурса. После каждый участник представлял свою стендовую площадку с проектом, которую могли посетить гости гимназии. Члены жюри конкурса сразу обратили внимание на «Мнемотехнику на уроках математики». Это были первые люди, которые подошли к Даше, но она не растерялась и рассказала про свой проект без запинки и со всеми деталями.

Уже в среду должна была состояться защита проекта. Дарью и Ольгу Адольфовну на защиту выступать не позвали, но члены жюри сказали им, что если участник не защищается, то это еще не значит, что они могут не надеяться на победу. Учитель и ученица все же решили придти и послушать, как выступают другие старшеклассники.

В это же день после мероприятия школьница и учитель поехали обратно в Иваново, так как путевка была рассчитана на три дня. В четверг утром они уже были в городе. Даша и Ольга Адольфовна получили диплом первой степени конкурса за свой проект.

Редакция газеты «Наше слово» решила поддержать школьницу и учителя в таком непростом начинании и желает дальнейших побед.

Егор ЕМЕЛЬЯНОВ,

фото из архива Ольги Ополевой