Горячее бьющееся сердце города не на центральной площади, а там, где добрые люди помогают друг другу. И в этом самом сердце находится «Грани». Организация молодых…
Горячее бьющееся сердце города не на центральной площади, а там, где добрые люди помогают друг другу. И в этом самом сердце находится «Грани». Организация молодых инвалидов объединяет ребят с разными заболеваниями — ДЦП, аутизм, синдром Дауна, заболевания внутренних органов и др.
Учатся основным вещам
Некоторые молодые люди еще учатся в школах, другие не учились никогда, потому что были признаны «необучаемыми». Те же, кто закончил обучение в коррекционной школе, в большинстве своем не имеют возможности учиться дальше. Ребята старше 18 лет с инвалидностью — одна из самых незащищенных категорий населения. Сама организация представляет собой учебную квартиру, в которой юноши и девушки с заболеваниями учатся основным вещам, которые потребуются им в жизни.
Ребята занимаются основными видами деятельности. На кухне готовят, в творческой комнате занимаются разными прикладными видами творчества: рисуют, выжигают. В мастерской они осваивают начало ремесленных навыков, швейное дело, ткачество, декорирование по ткани. Летом ребята ухаживают за цветочными клумбами в саду. У каждого свои возможности и свой маршрут.
Свое задание
Когда они приходят в квартиру, у каждого молодого человека свое личное задание. В коридоре руководители вывешивают общие расписание в виде табличек с картинками, потому что ребятам нужна максимальная наглядность и простота. У каждого молодого человека свои личные задания в зависимости от подготовки. При выполнении заданий ребята испытывают самые разные эмоции: положительные и отрицательные. Это все-таки взрослые люди, у которых есть свои симпатии и антипатии, свои вкусы.
Часто бывают сложности во взаимоотношениях, бывает, что ребятам приходится участвовать не в самом увлекательном процессе, который требует больших психологических или физических затрат. Иногда они ленятся или отказываются что-либо делать, тогда руководители уговаривают их. И не напрасно, ведь, недавно ребята выиграли в конкурсе «Туристический сувенир» в номинации «Сувенир события».
Туристический сувенир
Чтобы узнать об этом поподробнее, я взяла интервью у преподавателя, мамы одного из обучаемых детей, Светланы Зелинской:
— Вы больше стараетесь развлекать ребят или привлекать их к работе?
— У нас не развлекательный центр, мы хотим приспособить ребят к работе. И, конечно, стараемся, чтобы им было комфортно. Трудовые занятие чередуются с отдыхом, то есть заданиями в творческой мастерской.
— Какие открытия они делают для себя?
— Каждое новое занятие для них — это открытие. Одна наша девочка недавно первый раз взяла иголку с ниткой, соткала прихватку и подарила ее маме. Но больше мы отрабатываем то, что уже умеют делать ребята. Научился метать — мы отрабатываем этот навык. А когда метка освоена, то мы сажаем за швейную машинку.
— Почему вы решили участвовать в «Туристическом сувенире»?
— В нашей ремесленно-творческой мастерской ребята производят продукцию. Конечно, мы заинтересованы, чтобы эта продукция имела какой-то спрос. Молодые люди производят тканые коврики, сумки, игрушки, мешочки для сыпучих материалов и еще целую линейку сувенирной продукции, оформленной выжиганием.
План участвовать в конкурсе «Туристический сувенир» преследует две цели: наши особенные ребята умеют делать что-то полезное и быть участником этого маленького производственного процесса, а вторая цель — продвижение нашей продукции. Поэтому участие в конкурсе высокого уровня — это увлекательно и престижно. Нам было интересно, будем ли мы заметны на фоне маститых участников туристического бизнеса. Но теперь, когда все уже позади, мы можем сказать, что выглядели достойно, изделья были на хорошем уровне.
Люди, занимающиеся туристическим бизнесом, искренне нас поддержали и сказали, что особенные мастерские должны быть и развиваться. Мы хотим придумать новую сувенирную продукцию и поучаствовать в следующем году в «Туристическом сувенире».
— Как ребята готовились к конкурсу?
— Одна из мам Анна Богачева предложила в общий перечень занятий ввести еще и выжигание. Сначала, мы думали, что ничего не выйдет, но ребята увлеклись. И шесть человек ходили 2-3 раза в неделю выжигать. Сначала ребята делали работы на дощечках. Потом нам пришла в голову идея, попробовать выжигать на кулинарных лопатках. Выжигались сюжеты с небольшими цитатами, и с юмором, и со смыслом.
В прошлом году мы начали ездить по турнирам Ивановской области. И в голову пришла идея, делать к каждому мероприятию тематические лопатки, на которых будет отображена основная мысль или принадлежность этого мероприятия. Например, «Каменка» или «День леща». В конкурсе «Туристический сувенир» участвовали лопатки, конкретно относившиеся к какому-либо фестивалю. Они и получили признание.
Любимое занятие
После интервью я пообщалась с ребятами на тему их любимого занятия. Всем без исключения нравится кулинария, но не зря существует пословица «На вкус и цвет товарища нет». Юля любит мыть посуду, Маша предпочитает шить, а Богдану больше нравится заниматься выжиганием. В выжигании у каждого своя техника: кто-то наносит пунктиры, а другие точки. Поэтому каждая работа уникальна.
Интересная идея
Лично мне, больше всего из сувенирной продукции ребят нравятся сумки с точечным рисунком и плюшевые рыбки. Недавно в интернете появился новый хэштег #Путешествиеособойрыбки. Люди, приобретающие себе особую рыбку у «Грани», во время путешествий должны писать вышеупомянутый хэштег и выкладывать фото рыбки-путешественницы. Согласитесь, что получается довольно интересно.
Не сдаваться
Вернемся к самой рабочей квартире. Кроме основных занятий ребята общаются, ходят за продуктами, убираются, выносят мусор, делают точечные рисунки, играют в настольные игры и ведут дневник. У них не всегда получается выполнить задание с первого раза, но они очень стараются. От всей души хочется пожелать ребятам всего самого лучшего! Никогда не сдавайтесь!
Валерия МАКСИМОВА