Домой Газета Николай Постевой: «Я спасаю древесину от участи стать дровами»

Николай Постевой: «Я спасаю древесину от участи стать дровами»

Однажды он нашел на чердаке родительского дома старинную дубовую доску. Нашел и с помощью нехитрого набора инструментов превратил в разделочную — помог вещи, которая со…

Однажды он нашел на чердаке родительского дома старинную дубовую доску. Нашел и с помощью нехитрого набора инструментов превратил в разделочную — помог вещи, которая со временем могла просто сгнить, снова стать нужной. С этого случая для Николая Постевого начался путь в профессию — удивительную профессию художника по дереву.

В сентябре в музее семьи Цветаевых открылась первая персональная выставка 22-летнего художника «Емкость дерева». Как говорят в музее, вещи, которые создает Николай, органично вписались в атмосферу и стилистику цветаевского дома. Дом с историей радушно, словно гостеприимный хозяин, принял вещи с душой.

Больше, чем хобби

Николай Постевой родился в Иванове в 1999 году. Этим летом окончил факультет музеологии Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. Работать с деревом начал в 2019-м.

«С одной стороны, это увлечение пришло совершенно спонтанно,  а с другой, уходит корнями в самое детство», — рассказывает Николай. Искусством он увлекался с самых ранних лет — много рисовал, ходил в художественную школу. Дерево уже тогда стало одним из самых любимых материалов. Та доска, что он когда-то нашел на чердаке, открыла для него целый новый мир. «Процесс создания той разделочной доски сразу затянул и в итоге привел к тому, что сейчас это нечто большее, чем просто хобби», — говорит Николай.

ДНК русского зодчества

Идея Николая — изготовление из дерева функциональных интерьерных предметов: ваз, блюд, светильников, сервировочных досок, украшений. Вещи, которые получаются, сочетают в себе ДНК русского зодчества и абсолютно современное эстетическое звучание.

Художник работает не только с традиционными, привычными всем породами (дубом, ясенем, буком), но и с материалами, на которые обращает внимание не каждый мастер: черемуха Маака, рябина, различные породы клена, ольха. «Дерево привлекает природной неповторимой фактурой, — рассказывает Николай. — А еще — теплотой, которая от него исходит. Работа с деревом требует повышенного внимания к деталям»

По словам Постевого, исходник порой сам диктует конечную форму. В текстуре древесных волокон, их причудливой форме как будто уже заключена некая идея, которую мастер в свой работе раскрывает, словно чей-то талант.

Поле для экспериментов

Деревообработку Николай освоил самостоятельно. Теорию изучал по информации, которая находится в свободном доступе, практические нюансы шлифовал по видео из интернета и на собственном опыте. «Но даже несмотря на обширный массив информации, работа с деревом представляет собой огромное поле для экспериментов и творчества», — говорит художник.

Над дизайном изделий мастер работает сам, причем строго придерживаясь своего художественного принципа — никаких разметочных и измерительных инструментов. «Поэтому изделия выходят за рамки «правильных» форм и не ограничены никакими метрическими параметрами, — объясняет Николай Постевой. — Каждое из них неповторимо и уникально».

Без эскизов и набросков

Идеи художник воплощает исключительно в дереве, причем без эскизов и набросков. «Дизайн зачастую рождается в процессе работы над изделием, при формировании заготовки и дальнейших этапах работы с ней, — рассказывает Николай Постевой. — Вдохновение ищу в работах своих зарубежных и отечественных коллег, предметах декоративно-прикладного искусства и исторических артефактах, а также естественных изгибах дерева, его фактуре»

Природный характер дерева (сколы, сучки, спилы) мастер подчеркивает, проявляя текстуру и подчеркивая ее через нестандартную форму конечного изделия: разделочная доска без привычных прямых углов, прямоугольная сервировочная тарелка, причудливой формы ваза. Иногда столярную обработку дополняет термирование или обжиг. Изделия покрываются различными сортами воска, масел и безопасны в бытовом использовании. Увидеть все эти вещи можно на странице Николая Постевого в Инстаграме — @np_woodart.

Спасаю от участи стать мусором

Интересно, что в своем творчестве художник придерживается концепции апсайклинга — вторичного использования материалов. Это значит, что ради изделий Постевого не было срублено ни одно дерево. «Весь материал заготавливаю сам, — объясняет Николай. — Используя при этом деревья, поваленные ветром, фрагменты, оставшиеся после кронирования,  старые деревянные предметы, утратившие свое значение, и всевозможные деревянные обрезки».

Например, старые дубовые балки, которые могли закончить свою историю на свалке, под рукой художника превращаются в вазы с проявленной текстурой, способные не просто украсить чей-то интерьер, но и стать его акцентом, визуальной доминантой. А никому, казалось бы, не нужные деревянные «чурки», — в посуду, которую захочется передавать по наследству как семейные сокровища.

«В определенном смысле я спасаю древесину от участи стать мусором или в лучшем случае дровами, — говорит Николай. — Дерево, как ни один другой материал, позволяет следовать этой концепции»

Выставка Николая Постевого «Емкость дерева» в музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах ждет гостей до конца октября. «Предметы Николая Постевого сделаны в лучших ремесленных традициях, на них отдыхает глаз и рука, — отмечают в музее. — Но при этом они обладают редким для современных декоративных изделий качеством: емкостью, которую можно наполнять не только разной снедью, но и смыслами. Смыслами автора и смыслами зрителя….»

Евгения КОЧЕТКОВА

Фото музея семьи Цветаевых и из личного архива Николая Постевого