Воспитанники МБОУ «Коляновская СШ» отмечены престижными наградами на XI областных юношеских чтениях имени Дмитрия Бурылина. Конкурс состоялся 2 февраля при поддержке департамента образования области на…
Воспитанники МБОУ «Коляновская СШ» отмечены престижными наградами на XI областных юношеских чтениях имени Дмитрия Бурылина.
Конкурс состоялся 2 февраля при поддержке департамента образования области на базе школы № 41 областного центра. Основной целью ученических соревнований являлось представление результатов исследовательских работ подрастающего поколения в различных областях знаний, изучение народных традиций и обычаев, помощь в развитии духовной и материальной культуры области и России. В состязаниях участвовали дошкольники и ученики с первого по одиннадцатый класс. В состав жюри вошли преподаватели вузов (ИвГУ, ИГХТУ, ИГСХА), доктора и кандидаты наук, краеведы, педагоги.
В секции «Математика и информатика» дипломами лауреатов конкурса отмечены ученики МБОУ «Коляновская СШ» — Максим Сахаров и Александр Несмеянов, которые трудились под руководством наставника Ольги Опалевой. Шестиклассники продемонстрировали результаты сравнительного анализа математических пособий конца XIX столетия и современных учебных пособий в работе «Путешествие на 100 лет назад», проведенного на основе материалов книги «Собрание арифметических задач», изданной в 1880 году. Этот уникальный учебник является ценным экспонатом школьного историко-краеведческого музея в разделе «История школы», и ребятам было интересно с ним поработать.
За прошедший век существенно поменялась терминология, названия мер веса, длины и скорости. Устарели многие профессии, сформировался другой жизненный уклад. Поэтому тексты из книги звучат сегодня довольно необычно: «Конь пробежал в 7 минут 686 саженей. Во сколько времени он пробежит 1568 саженей, если будет бежать как прежде?» Хотя с математической точки зрения учебник не устарел ни на толику. Сложение, вычитание, умножение излагаются в нем абсолютно понятно и доходчиво.
— Мы составили словарь устаревших слов, встретившихся в текстах. Познакомились со старыми мерами длины, веса, встретили много незнакомых слов. Узнали о профессиях, востребованных в то время и утративших актуальность в наши дни, — рассказывают школьники.
В ходе разбора материала мальчики даже провели экспериментальный опрос среди своих однокашников. Шестиклассникам была представлена подборка, содержащая пять задач. И современным школярам задачки вековой давности оказались вполне по зубам. Большинство с ними успешно справились.
Звание лауреата в секции «Культура» за исследование «Евгения Онегина» получила девятиклассница — Алеся Крылова. Историко-литературный анализ пушкинского произведения она провела под руководством наставников Анны Бяковой и Марии Кисляковой. Школьница рассматривала пушкинский роман в стихах как энциклопедию моды того времени.
— Считаю себя любителем и ценителем русской классической литературы, поэтому мне искренне жаль, когда ее героев воспринимают словно нечто неактуальное, — говорит Алеся Крылова. — Мне всегда нравится читать про прошлое и больше узнавать о нем. Ведь у Александра Сергеевича охвачено большинство сторон общественной, светской и культурной жизни того временного периода. Текст позволяет разобраться в модных фасонах одежды, кулинарных предпочтениях представителей столичного дворянства. Узнать об их развлечениях и литературных предпочтениях.
С такими уроками история России, ее традиции и культура станут для ребят еще ближе и понятней. События столетней давности, кажется, ожили и заиграли в их глазах новыми, яркими красками. А значит, была достигнута главная цель педагога — привить подрастающему поколению интерес к развивающему обучению, основам исследовательской деятельности.
Альберт БОЛДИН