В Иванове состоялось расширенное заседание региональной рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального штаба ОНФ в Ивановской области. Основной вопрос – подготовка…
В Иванове состоялось расширенное заседание региональной рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального штаба ОНФ в Ивановской области.
Основной вопрос – подготовка инженерных и педагогических кадров по программам специалитета. Общественное обсуждение вызвано предложением активистов ОНФ и соответствующим поручением президента России, лидера ОНФ Владимира Путина правительству по итогам работы прошлогоднего форума ОНФ «Качественное образование во имя страны».
«Активисты ивановского ОНФ поставили задачу провести дискуссионную площадку с приглашением широкого круга профессиональных экспертов в данной области для того, чтобы аккумулировать все мнения и предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных и педагогических кадров», — отметил сопредседатель регионально штаба, руководитель рабочей группы Евгений Румянцев.
В работе мероприятия приняли участие ректоры и преподаватели ивановских вузов, работодатели, представители органов государственной власти. Анализируя последствия введения двухуровневой системы подготовки инженеров, большинство участников беседы пришло к выводу о целесообразности возвращения специалитета по ряду инженерных, технических и технологический направлений подготовки. Важным вопросом является свобода действий и право выбора вуза на те или иные уровни подготовки.
«Мы не должны слепо копировать западные образцы. Такая бездумная образовательная политика приводит к ухудшению ситуации с подготовкой когда-то самых лучших в мире инженеров», — считает представитель регионального штаба Александр Ахлюстин.
Мнения работодателей также сходны: специалисты не привлекались к анализу федеральных образовательных стандартов высшего образования, закладываемые в них компетенции, на которые опираются вузы при обучении, выглядят порою весьма странно и удивляют. Уменьшение объемов фундаментальной подготовки в бакалавриате при общем падении уровня естественнонаучных и математических знаний современных абитуриентов только усугубляют ситуацию. В результате, чтобы адаптировать современного бакалавра к рынку труда, он должен проходить дополнительные программы повышения квалификации.
В свою очередь представитель регионального штаба ОНФ, профессор Алексей Федотов обратил внимание участников дискуссии на несогласованность работы федеральных министерств. «Минобрнауки фактически сворачивает в высшем образовании подготовку по специалитету, а Минтруда утверждает профессиональные стандарты, согласно которым бакалавр не может занимать целый ряд должностей. Учитывая ограниченность подготовки магистров, получается, что несогласованность работы министерств приводит к необходимости для кандидатов на эти должности получать дополнительное образование, что сопряжено с дополнительными расходами денежных средств и времени и чревато проблемами с подбором кадров», — утверждает он.
Такая ситуация наблюдается сегодня и с вводимыми профессиональными стандартами для педагогов, для которых, по мнению чиновников, уже недостаточно классического университетского образования с формируемыми ранее психолого-педагогическими компетенциями, необходимы новые «революции» при подготовке педагогов. «Складывается ощущение, что несмотря на все реформы последних лет в области высшего образования, мы так и не смогли достичь главного, на мой взгляд, результата — согласованности действий Минобрнауки, региональных властей, работодателей и университетов, — отметил Федотов. — Каждый, видимо, решает свои задачи и не анализирует последствия. В этом году мы прощаемся с массовым специалитетом. Что будет завтра с огромной гвардией бакалавров, так никто и не может ответить, хотя централизовано все вузы перешли на бакалавриат еще в 2011 г.».
Одним из решений проблемы могло бы быть возвращение специалитета по ряду инженерных, технических и технологических направлений подготовки с предоставлением права самому вузу определять, как он собирается готовить специалистов в этих сферах, так считает большинство участников дискуссии. Кроме того, необходима мотивация студента, содержание образования и перспективы карьерного роста. «Все эти возможности мы должны обеспечить гражданину нашей страны. Чтобы вузы готовили активного, целеустремленного, талантливого инженера под задачи технологической модернизации, а не под бумажные стандарты», — подвел итог заседания сопредседатель регионального штаба Евгений Румянцев.