В последние годы на государственном уровне предпринимаются серьезные шаги по регулированию рынка алкогольной продукции. На помощь государству пришла единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), призванная…
В последние годы на государственном уровне предпринимаются серьезные шаги по регулированию рынка алкогольной продукции. На помощь государству пришла единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), призванная защитить покупателя от некачественных или поддельных спиртных напитков. Система вводится в действие поэтапно, так, с 1 июля этого года внедрение ЕГАИС станет обязательной нормой для сельских магазинов. О том, как происходит этот процесс, мы поговорили с начальником административного департамента Ивановской области Максимом Кушнеровым.
— Максим Александрович, зачем нужна система ЕГАИС? Какие преимущества она дает потребителю?
— Внедрение системы ЕГАИС способствует усилению контроля на алкогольном рынке и позволяет защитить покупателей от некачественных напитков. Эта система содержит полную информацию о производстве, поставке, закупке и продаже конкретной единицы спиртсодержащей продукции. Тем самым обеспечивается прозрачность всего технологического процесса — от производства буквально каждой бутылки до ее продажи. Покупатели алкоголя в магазинах, подключенных к ЕГАИС, могут быть на сто процентов уверены в безопасности товара.
Кроме того, потребитель может лично проверить подлинность приобретенного алкоголя. Каждая бутылка имеет уникальный код, подтверждающий факт ее легальной продажи в розницу. Покупателю выдается слип-чек со специальным кодом, по которому на официальном сайте Росалкогольрегулирования можно проверить подлинность приобретенной бутылки. Также по этому коду можно отследить законность оборота спиртного на всем пути — от производителя до магазина или кафе.
— Нужно ли фиксировать через систему ЕГАИС пиво и другие слабоалкогольные напитки?
— Нет, продажа пива в системе не регистрируется. В соответствии с законодательством требование о фиксации факта розничной продажи алкогольной продукции в ЕГАИС и выдаче потребителю специального чека с кодом не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, медовухи, алкогольной продукции в точках общественного питания.
— Как проходит подключение к единой системе?
— Рынок узнал о ЕГАИС 11 лет назад. Первыми к системе подключились производители алкогольной продукции, тогда же — и импортеры. С 1 января 2016 года сведения в ЕГАИС передают организации, занимающиеся оптовой продажей алкогольной продукции.
Для розничных организаций подключение к системе проходит в несколько этапов. С 1 января 2016 года предоставление сведений в систему о закупке алкогольной продукции начали розничные магазины. С 1 июля 2016 года передавать в систему информацию о продаже алкоголя начали магазины, торгующие алкогольной продукцией в городских поселениях.
Практика внедрения ЕГАИС в опте и в рознице показала, что многие организации, тянувшие с подключением до последнего дня, начали работу без тестовой эксплуатации системы. Как следствие, у них возникли трудности, связанные с отсутствием опыта и навыков работы.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка с февраля 2016 года предоставила организациям розничной торговли возможность отработать порядок работы с кассовыми аппаратами в новой системе. Задолго до установленного срока система была готова принимать сведения с кассовых аппаратов, но при этом все данные, накопленные до 1 июля 2016 года, считались тестовыми и не учитывались при проведении контрольных мероприятий. Заблаговременное подключение кассовых аппаратов к системе позволило не только отладить собственные бизнес-процессы розничным организациям, но и предоставило Росалкогольрегулированию возможность адаптировать имеющиеся технические мощности к реальной нагрузке.
— Сейчас в магазинах, расположенных в сельских поселениях, можно продавать спиртное, минуя ЕГАИС. С 1 июля 2017 года это будет делать запрещено. Во всех ли сельских поселениях на сегодняшний день существуют технические условия для подключения к ЕГАИС?
— Действительно, с 1 июля магазины в сельских поселениях также начнут передавать информацию о розничной продаже алкоголя в ЕГАИС. В итоге к системе будут подключены все участники алкогольного рынка — от конвейера на заводе-производителе до кассового аппарата в каждой торговой точке. Это позволит сократить оборот фальсифицированного нелегального алкоголя не только на территории одного отдельно взятого субъекта, но и всей Российской Федерации.
По данным департамента развития информационного общества Ивановской области во всех городских округах и сельских поселениях региона присутствуют сети связи хотя бы одного из операторов, предоставляющих точки доступа в Интернет. Соответственно, возможность подключения к ЕГАИС присутствует во всех организациях розничной торговли на селе.
Подключение к ЕГАИС — технически сложный комплексный проект, требующий финансовых вложений, новый для участников рынка. Не буду скрывать, что процесс внедрения системы в розничное звено проходил с задержками и трудностями, связанными, в том числе, с настройками корпоративных информационных систем и бизнес-процессов, обучением персонала. Тем не менее, на сегодняшний день система в нашем регионе внедрена и успешно функционирует во всех организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
— Какова ответственность за не подключение к единой государственной автоматизированной информационной системе?
— Внедрение ЕГАИС также означает и усиление ответственности самого продавца. К деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, закон предъявляет особые требования, соблюдение которых является обязательным для всех. В отношении недобросовестных игроков алкогольного рынка контролирующими органами принимаются жесткие меры, направленные на легализацию этого вида деятельности и защиту прав и здоровья граждан, — от внушительных штрафов до лишения лицензии и изъятия продукции.
Хочу подчеркнуть, что одной из важнейших задач работы ЕГАИС является защита здоровья потребителей. Гражданам стоит обратить внимание на следующее: если торговая точка не имеет лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, не оборудована ЕГАИС, реализует немаркированный алкоголь, то, приобретая спиртные напитки в такой точке, они подвергают свою жизнь и здоровье серьезному риску.
Подготовила Татьяна ЛЕБЕДЕВА