Школьник из Ново-Талиц разработал программу по оценке работы сотрудников предприятий
Ученик восьмого класса Новоталицкой средней школы Георгий Сысуев придумал программу для оценки эффективности работы сотрудников в различных организациях. Свой проект он представил на областных соревнованиях по инженерии и программированию для школьников «Хакатон 2022 — 2023» и стал победителем.
«Битва» лучших юных программистов нашего региона прошла в Центре выявления и поддержки одаренных детей «Солярис». Мероприятие было организовано в Ивановской области впервые. Организаторами его выступили Университет непрерывного образования и инноваций Ивановской области, центр «Солярис» и представители проекта «Объединение умов».
Шаг вперед
Первый этап соревнований стартовал еще в декабре. В течение месяца школьники с седьмого по одиннадцатый классы со всего региона создавали проекты по направлениям: «AgroTech — IT-решения для сельского хозяйства», «GameDev — создание компьютерных игр», «Инженерия» и «Свободный трек». В финале были представлены лучшие работы ребят из Иванова, Кинешмы, Ивановского, Фурмановского, Тейковского, Палехского и других районов области. Кроме того, участие в соревнованиях в онлайн-формате принял юный разработчик из Екатеринбурга.
Судьями «Хакатона» выступили преподаватели и руководители школ программирования, а также известные в нашей стране разработчики сайтов. Подводя итоги, они обратили внимание на разнообразие проектов-программ, которые можно применять и в жизни. «Несмотря на то, что многие ребята только начинают свой путь в программировании, участие в «Хакатоне» для них — это шаг вперед, возможность проявить себя, получить новый опыт и подзарядиться новыми идеями», — отметили они.
Свободный трек
Победителями были признаны четыре команды из Кинешмы, Иванова, Палехского и Тейковского района. Также первое место по направлению «Свободный трек» занял индивидуальный участник — ученик Новоталицкой средней школы Георгий Сысуев.
Два года назад школьник начал увлекаться компьютерными системами. Самостоятельно он освоил верстку интернет-сайтов, а затем изучил их внутреннюю работу. Немало времени он просидел за компьютером, разбираясь во всех тонкостях и особенностях программирования.
— Принять участие в «Хакатоне» мне предложила учитель информатики моей школы Екатерина Евгеньевна Галанина. Я долго думал, какой проект представить на соревнованиях по программированию. Случайно узнал о том, что в ивановском Институте химии растворов РАН планируют модернизировать компьютерную систему, включающую в себя список сотрудников и их достижения. Тогда и пришла идея создать программу, которая предусматривает автоматическую оценку эффективности деятельности работников. Ее я презентовал на «Хакатоне» по направлению «Свободный трек», — рассказал Георгий.
Сначала Георгий успешно прошел предварительный этап соревнований, а затем презентовал свой проект членам жюри в финале. Судьям он рассказал, что программа может применяться в кадровом отделе любой организации. Система позволяет добавлять данные о сотрудниках и устанавливать критерии оценивания для построения личностного рейтинга. Использование системы возможно как в качестве готового продукта, так и путем ее внедрения в уже существующие кадровые программы организации.
— В «Свободном треке» за звание победителя боролись пять команд. В финале я выступал вторым. Отмечу, что все участники представили сильные и разноплановые проекты. Преимущество направления, в котором я участвовал, в том, что организаторами не ограничивался спектр тем, идей и проектов, как, например, в «AgroTech» «GameDev» и «Инженерии». Мне запомнился проект команды из города Кинешмы. Ребята представили интересную идею. При помощи чата в мессенджере «Телеграм» они могли дистанционно управлять компьютером, — добавил школьник.
Георгий подчеркнул, что его программой по оценке эффективности работы сотрудников уже заинтересовались в Институте химии растворов РАН. Школьник планирует доработать свою систему и представить в научном учреждении. А в дальнейшем, после окончания школы, он будет поступать в вуз на специальность, связанную с компьютерными и информационными технологиями. Школьник мечтает и дальше развиваться в этой сфере.
Знай наших!
Добавим, что Георгий Сысуев — не первый юный программист, который достойно представил свой проект на региональном уровне. Два года назад победителем регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» стал ученик Куликовской средней школы, а теперь уже выпускник Михаил Плехов.
«Большие вызовы» — это масштабное мероприятие для старшеклассников, готовых принять участие в решении актуальных научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и инновационных задач. В рамках финала свои проекты защитили 43 школьника из 10 муниципальных образований Ивановской области.
Первую победу в областном этапе конкурса «Большие вызовы» молодой человек одержал, когда учился еще в девятом классе. Он успешно защитил проект по разработке системы распознавания азбуки глухонемых.
Через год Михаил вновь стал победителем конкурса «Большие вызовы» с проектом, посвященном системе идентификации личности по цифровому биометрическому шаблону лица «Взор». Эту систему можно использовать для идентификации любого человека в любом месте и за минимальное количество времени. Проект юноша защитил на всероссийском этапе конкурса и впоследствии был приглашен к участию в научно-технологической программе «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус» в Сочи.
Затем Михаил вновь был приглашен на всероссийский этап конкурса благодаря победе на региональном этапе. Его проект по разработке компьютерной файловой системы «Баллиста» высоко оценили члены жюри. Созданная молодым человеком «Баллиста» может применяться в военной и банковской сферах, а также в сфере здравоохранения. Уникальность ее в том, что нагрузка на сервер гораздо ниже, чем при использовании других систем. «Баллиста» также служит для защиты важных данных.
С технологиями на «Ты»
С того момента, как в Ивановском районе на базе школ стали появляться центры «Точка роста», азы программирования, а также 3D-моделирование и робототехника, которые тоже связаны с компьютерными технологиями, стали доступнее детям. Например, в этом учебном году в «Точке роста» Новоталицкой средней школы ребята проходят курс, направленный на изучение алгоритмических конструкций в программной среде Scratch.
Scratch (Скретч) используется для программирования и создания игр. Она напоминает конструктор LEGO: вместо текстового кода здесь есть блоки с командами, которые нужно переставлять и скреплять друг с другом. Как отметили в центре, Scratch помогает детям точнее визуализировать свои абстрактные идеи, а занятия программированием в целом помогают школьникам лучше усваивать математические понятия.
Для учеников старших классов также проходят уроки 3D-моделирования в программе Blender, с помощью которой можно создать трёхмерную компьютерную графику, анимацию, интерактивные приложения и не только. А на занятиях по робототехнике ученики развивают навыки конструирования с применением IT. Для этих целей используются компьютеры и специальное программное обеспечение, позволяющее с помощью простых и понятных алгоритмических схем создать программу любой сложности. На занятиях школьники учатся запускать и останавливать моторы, настраивать блоки основных математических команд, считывать с датчиков информацию для вычислений, создавать сложные алгоритмы движения моделей и анализировать их, изменять траекторию.
Также ребята из Новоталицкой средней школы несколько раз за учебный год побывали в ивановском детском технопарке «Кванториум». Здесь для них прошли мастер-классы по программированию моделей роботов с ультразвуковым и цветовым датчиками, робота с автоматической рукой-захватом. Кроме того, дети учились самостоятельно собирать модели.
Алена КОРОЛЕВА