Домой Газета Куда уходят дети

Куда уходят дети

Почему подростки становятся «неформалами»? Всероссийская неделя компетенции родителей проходила в Ивановской области с 16 по 22 мая. Специалисты разных сфер в рамках личных приемов и…

Участие ребенка в асоциальных и антисоциальных группах, по словам доктора, всегда приводит к определенным последствиям.

Почему подростки становятся «неформалами»?

Всероссийская неделя компетенции родителей проходила в Ивановской области с 16 по 22 мая. Специалисты разных сфер в рамках личных приемов и онлайн-конференций ответили на вопросы взрослых, касающиеся воспитания, обучения, социализации детей и подростков, возможных трудностей и кризисных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться родителям.

В рамках Всероссийской недели компетенции родителей региональным консультационным центром при Университете непрерывного образования и инноваций Ивановской области был организован вебинар для родителей на тему «Куда уходят дети?». Спикером площадки выступил врач-психотерапевт Сергей Повасарис. В Ивановском районе его знают как участника Единых дней профилактики, в рамках которых доктор рассказывал школьникам о профилактике употребления психоактивных веществ.

Сергей Повасарис рассказал о проблеме вовлечения подростков в различные асоциальные и антисоциальные группы.

Все начинается с ребенка

В этот раз занятие было посвящено проблеме вовлечения подростков в различные асоциальные и антисоциальные группы. Вопросы по этой теме родители не раз задавали специалистам консультационного центра. По просьбе взрослых Сергей Повасарис рассказал о «тревожных звоночках» в поведении детей и о том, что делать родителям, если их ребенок стал частью какой-либо молодежной субкультуры.

— Готы, панки, рокеры — это далеко не полный перечень молодежных субкультур. Подростки могут поддерживать те или иные направления, входить в различные группы. Это не будет им вредить, если увлечение не причиняет ущерб отношениям с родными и с ближайшим окружением.  Но если в правилах группы — подвергать критике общественные порядки и устои, проявлять агрессию к обществу, то такая субкультура может негативно сказаться на ребенке. Тревогу вызывает, когда правила в асоциальной или антисоциальной группе становятся для подростка нормой жизни. Например, ребята начинают жить, как «сказано» в панковских песнях, либо изменения поведения и внешности становятся радикальными. Хотелось быть развеять миф о том, что именно плохая компания меняет ребенка. На мой взгляд, подросток оказывается в определенном обществе, субкультуре не просто так. Все начинается именно с него, — отметил спикер.

Врач добавил, что внутри у подростка могут быть сильные переживания, хотя внешне он часто выглядит благополучно. Если у ребенка развивается внутренний конфликт, он бессознательно начинает искать тех людей, которые похожи на него по структуре личности и которые испытывают те же проблемы. Так подростки становятся участниками различных асоциальных и антисоциальных групп. Вместо того чтобы думать о будущем, об окончании школы и поступлении в университет, дети проводят все свое свободное время в компании, которая ограничивает их личностный рост и формирует зависимость от нового образа жизни. Только сами подростки не считают, что новая компания им вредит. Для них находиться среди людей, которые их понимают, — значит обрести свободу.

Первые признаки зависимости

Как понять, что ребенок стал зависим от асоциальной или антисоциальной группы, в состав которой вошел? По словам врача-психотерапевта, первый тревожный сигнал — когда подросток все больше и больше времени уделяет объекту зависимости. Другие сферы жизни для несовершеннолетнего начинают уходить на второй план. Кроме того, ребенок не делает выводы, если начинаются негативные последствия (проблемы со здоровьем, разлад в семье и во взаимоотношениях с людьми). Еще один показатель зависимости от группы — когда на подростка начинают жаловаться окружающие.

В числе признаков принадлежности асоциальной и антисоциальной группе — немотивированная агрессия, замкнутость, отказ от разговоров по душам с родными, изменение круга общения  — когда вдруг появляются друзья, с которыми ребенок не хочет знакомить родных. Неожиданно ребенок может поставить пароль на телефон, а на его мобильный начинают поступать подозрительные звонки. Также наблюдаются уходы подростка из дома, снижается успеваемость в школе, меняется круг интересов, у подростка возникает нетерпимость к мнению других по значимым для него темам, он пренебрегает моральными нормами. У того, кто входит в асоциальную или антисоциальную группу, меняется внешний вид, стиль общения, сленг, ритм жизни. Из дома начинают пропадать ценные вещи и деньги, а ребенка родители постоянно ловят на лжи.

Сергей Повасарис уточнил, что только совокупность несколько перечисленных признаков дает основание полагать, что подросток стал частью деструктивной субкультуры. Также он обозначил причины, по которым дети выбирают ту или иную группу. Одна из них — кризис смысла жизни, когда ребенок не знает, куда пойти учиться, чем заняться. Также подросток может не чувствовать своей значимости, авторитета среди сверстников, подвергаться буллингу (травле) со стороны окружения. Кроме того, он преследует и иные цели. Например, хочет жить на простых условиях (не планирует трудиться, учиться), пытается найти клубы по интересам и аналоги своей семьи, только в подростковой среде.

Участие ребенка в асоциальных и антисоциальных группах, по словам Сергея Повасариса, всегда приводит к определенным последствиям. У подростка возникают проблемы со здоровьем, с законом, формируется конфликт с обществом. Кроме того, разрушаются семейные взаимоотношения, упускаются возможности — ребенок не станет тем, кем мог бы стать.

Шаг навстречу доверию

Что делать, если ребенок входит в одну из асоциальных или антисоциальных групп? На это врач-психотерапевт отвечает так: «Ни в коем случае не запрещать ребенку быть представителем той или иной субкультуры. Подросток точно не будет слушать. А родители рискуют получить обратный эффект: ребенок еще больше начнет скрывать то, что думает, чувствует, свои действия и поступки».

Первое, что должны сделать взрослые, — это нормализовать детско-родительские отношения. Но начать маме и папе нужно с себя.

— Часто я слышу голос отчаяния матерей, которые рассказывают, что дети их не слушают, грубят и ни во что не ставят. Самое лучшее, что мама может сделать для ребенка, если, например, она одна воспитывает свое чадо, — стать счастливой. Если мама себя не уважает, то и ребенок не будет ее уважать. А контакт наладить с подростком можно! Хорошая идея — организовать совместную деятельность, чтобы и взрослым, и детям нравилось. А можно создать свои семейные традиции. Важно, чтобы ребенок рос в семье, основанной на взаимной любви и уважении, важно, чтобы он имел три точки опоры — мечты и положительные цели, поддержку близких людей, а также правильные увлечения и интересы. Нужно показывать положительный пример ребенку и рассказывать о том, как мы сами справляемся с определенными жизненными обстоятельствами, — пояснил доктор.

По его мнению, если ребенок понимает, что у него есть надежный тыл в виде крепкой семьи, если у него налажены хорошие отношения и контакт с родителями, то можно легко пережить и безответную любовь, и непринятие сверстниками, и многое другое. А если подросток изначально одинок, если у него нет ощущения, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть, то рано или поздно возникнет личностный кризис.

Сергей Повасарис отметил, что есть еще несколько ошибок, которые родители допускают в воспитании детей, — это когда взрослые отвергают ребенка, запугивают, высмеивают, хвалят за все подряд, перекладывают воспитание на других лиц или на дворовую компанию, решают и делают все за ребенка.

— Корень многих подростковых проблем может уходить в ранние периоды жизни ребенка. Родители должны быть внимательными к своим детям. Если ребенку плохо, это всегда видно. У маленьких детей кризис может проявляться через частые болезни, у ребят младшего школьного возраста — через проблемное поведение, у подростков — через психическое расстройство и деструктивные формы поведения. Каждый из таких случаев — это крик ребенка о помощи. Задача родителей — услышать и понять, на что обратить внимание, — завершает свой разговор врач-психотерапевт Сергей Повасарис.

Алена КОРОЛЕВА