Я очень люблю поэзию Константина Симонова. Да и кто в советское время не восхищался его стихами! Он так просто рифмовал привычные слова, что они обретали…
Я очень люблю поэзию Константина Симонова. Да и кто в советское время не восхищался его стихами! Он так просто рифмовал привычные слова, что они обретали весомый первоначальный смысл.
Помню, на школьном вечере наш одноклассник Володя Манакин читал стихотворение «Сын артиллериста». Мы слушали с замиранием сердца:
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов…
Слушали и переживали за Леньку, который рос в казарме без матери, а барьеры брать его учил друг отца майор Деев. Через десять лет, когда «громом загрохотала над родиною война», а «к Дееву в полк назначен был лейтенант Петров», мы сразу узнали того мальчишку. Слушали стихотворение и страшно переживали, пока лейтенант Петров в тылу врага вызывал огонь батарей на себя. А после этих строк
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только… совсем седой…
Наш Володя сделал паузу, а мы, потрясенные, не смели даже выдохнуть. А он, помолчав, громко, торжествующе, продекламировал:
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была.
Нам повезло, что учительницей по литературе была Нина Павловна — красивая, черноволосая, похожая на цыганку. Не поступив в театральное училище, она окончила филфак пединститута и приехала работать в небольшую сельскую десятилетку в селе Нижний Ландех. Сколько она открыла нам прекрасных авторов и произведений! Это она нашла в журнале стихотворение «Сын артиллериста», передала Володе и наказала выучить его для школьного вечера втайне от нас.
Потом, уже студенткой филфака, я прочитала все, что было напечатано из творчества Симонова к тому времени. Тогда, в шестидесятые годы, он работал корреспондентом «Правды», и уже вышла его большая книга «Живые и мертвые».
Помню, как впервые прочла поэму «Пять страниц». Многое из нее запомнилось сходу, настолько искренно, просто было поведано о любви. В этом произведении нет обилия образности, присущей поэтической лирике, зато есть настоящее чувство и лаконично выражены мысли, с которыми невозможно не согласиться.
Помните? «Там начало конца, где, на прежние глядя портреты, В них находят тепло, а в себе не находят тепла». Пронзительность стихов завораживает. Много лет спустя я узнала, что эта поэма — реквием поэта по своей любви, увы — несчастливой, к актрисе Валентине Серовой.
Людям старшего возраста я сегодня только напоминаю, что 28-го ноября исполнится сто лет со дня рождения Константина Симонова. Они и без меня знают его по стихам «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете…», «Женщине из города Вичуга»…
И многим-многим другим, которые один из критиков назвал военными поэтическими шедеврами Симонова. Убедительность его поэзии в том, что зачастую воедино сливаются публицистика и лирика. Поэт и гражданин у него в одном лице в каждом произведении, будь то стихи, проза, очерковые записи.
По сценариям Симонова поставлены фильмы «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи», «Бессмертный гарнизон», «Нормандия-Неман», «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны».
В начале шестидесятых годов прошлого века во многих театрах шла пьеса «История одной любви». Вспомнив об этом, беру с полки шестой том избранных сочинений Симонова. Вот она, эта история, которую сам автор назвал «комедией в трех действиях». На самом деле, в ней мало комедии, но много психологизма. История любовного треугольника заставляет читателя или зрителя сопереживать, соотносить чувства и убеждения с современностью.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом, а в мирное время — беспокойным журналистом, работал в Японии, США, Китае, от газеты «Правда» — в республиках Средней Азии.
Сейчас редко вспоминают его общественную деятельность, которая свидетельствует о такой грани его природного дара, как дипломатичность вкупе с огромной настойчивостью в достижении цели. В течение десяти лет он был главным редактором журнала «Новый мир», затем возглавлял «Литературную газету». Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол» — уже за одно это мы обязаны помнить и чтить своего выдающегося соотечественника.
Скончался К.М. Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.
К сожалению, молодежь, да и те, кто немного старше, часто не знают (и потому не ценят) целый слой нашей отечественной литературы, чье творчество относят к советскому периоду. Плохо, если будут забыты Василий Белов, Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Расул Гамзатов, Юлия Друнина, Евгений Долматовский, Людмила Татьяничева…
Впрочем, это не вина нового поколения, а беда. Не оно же виновато, например, в том, что в репертуаре Ивановского драматического театра на ноябрь фамилии авторов пьес большинство иноземные: Ж. Ануй, М. Камолетти, У. Гибсон, Д. Чэмпен, Д. Фримен.
Галина ДЕМИДОВА