В преддверии отпусков, спрос на туристические услуги растет. Многие туристы планируют свою поездку заранее, приобретая путевки за несколько месяцев до отпуска, но обстоятельства часто вынуждают…
В преддверии отпусков, спрос на туристические услуги растет. Многие туристы планируют свою поездку заранее, приобретая путевки за несколько месяцев до отпуска, но обстоятельства часто вынуждают отказаться от планов на отдых и тогда возникает вопрос «Как вернуть деньги за путевку?»
Отказ от путёвки по личным обстоятельствам.
Такие обстоятельства могут быть различными: от изменения материального положения, которое не позволяет ехать в отпуск, до состояния здоровья (болезнь туриста, смерть близких родственников и т. д.).
В соответствии со ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» потребитель (турист) вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты фактически понесенных туроператором (или турагентом) расходов, связанных с исполнением обязательств по договору оказания туристических услуг. Такой отказ должен быть представлен туроператору (или турагенту) в письменном виде. Таким образом, при отказе от брони или путевки туроператор (или турагент) обязан вернуть Вам полную стоимость или же ее часть за вычетом фактически понесенных расходов, причем эти расходы должны быть подтверждены. Например, если туроператор к моменту отказа туриста от путешествия успел забронировать гостиницу и заплатить за это определённую сумму, а по правилам бронирования данная сумма не подлежит возврату в случае аннуляции бронирования, она будет вычтена из общей суммы, подлежащей возврату туристу.
Часто турфирмы и отели в договорах могут прописывать неустойки и штрафные санкции, если турист расторгает договор по своей инициативе. Эти требования неправомерны, в связи с чем, такие пункты договора считаются недействительными. За их включение в договор установлена административная ответственность по ст.14.8 КоАП РФ которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей.
Если вы отказываетесь от поездки, а турфирма не хочет возвращать деньги, то, прежде чем обращаться в суд, необходимо отнести претензию в двух экземплярах в офис турфирмы, на одном из которых попросить сделать отметку о вручении. Если в турфирме отказываются ставить отметку, то претензию следует направить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения(претензия рассматривается в течение 10 дней с момента ее получения). И только если турфирма по-прежнему упорствует, обращайтесь в суд.
Отказ от путёвки по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Такими обстоятельствами могут быть стихийные бедствия или народные волнения в стране предполагаемого отдыха. В подобных случаях, представляющих опасность для граждан, Министерство иностранных дел (МИД РФ) рекомендует воздержаться от поездок в проблемные регионы, а федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризм) информирует об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания, в том числе путём опубликования соответствующих сообщений в государственных СМИ.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», при расторжении договора об оказании туристических услуг до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, влияющих на безопасность отдыха, туристу возвращается сумма, равная общей цене туристского продукта, то есть полностью, без вычета расходов, а после начала путешествия – её часть в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.
Чтобы вернуть деньги за путевку, надо до даты вылета обратиться в компанию, где вы покупали тур, и расторгнуть договор, ссылаясь на Закон об основах туристской деятельности и на соответствующее заявление МИД РФ. Если вы просто останетесь дома, а потом придете в турагентство за деньгами, оно вам их не вернет, несмотря на любые рекомендации МИДа.
Нужна ли страховка от невыезда?
Страхование от невыезда является добровольным видом страхования, направленным на возмещение финансовых потерь от отмены поездки по различным причинам. Страховая компания всегда принимает риски за событие, вероятность наступления которого маловероятна либо неизвестна. Обычно это отказ в визе застрахованному или одному из родственников, с которым он едет, болезнь или смерть застрахованного и др. При этом стоит учитывать, что часто деньги можно вернуть и без нее по ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей». Но если турфирма действительно понесла расходы от отмены поездки, и может их подтвердить, то турист получает лишь часть внесенных средств. В этом случае страховка имеет смысл. Однако, чтобы избежать возможных проблем, внимательно изучите правила конкретной страховой компании. Например, вы собирались путешествовать вместе со своей подругой/другом, застраховались от невыезда и кто-то из вас заболел. Может случиться так, что страховая компания будет готова компенсировать стоимость путевки только для заболевшего, ведь «второй половинке» вроде как ничто не мешает отправиться в путешествие в одиночестве. Выплата возмещения будет произведена только при наличии всех подтверждающих документов. Например, в случае болезни потребуются справки из медучреждения и документы, подтверждающие госпитализацию. Если же поездка не может состояться по причине отказа в визе консульством, необходимо предоставить копию паспорта со штампом об отказе. Судебное разбирательство удостоверяется соответствующей повесткой.
И. Бураков, советник юстиции