Для одиннадцатиклассников начинается один из самых сложных периодов школьной жизни. Совсем скоро ребята будут сдавать ЕГЭ. На участие в экзаменах в Ивановской области в этом году зарегистрировалось более четырех тысяч человек.
Напомним, ЕГЭ в 2023-м будет проводиться в три периода: досрочный (с 20 марта по 19 апреля), основной (с 26 мая по 1 июля) и дополнительный (с 6 по 19 сентября). Все ребята традиционно будут сдавать экзамены по русскому языку и математике. Самым популярным предметом по выбору в этом году является обществознание. Также много учеников будут сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ. Кроме того, в этом году один школьник решился на экзамен по китайскому языку.
Пока ребята готовятся к ЕГЭ и переживают, их родители также волнуются. У взрослых впереди непростой период. Они тревожатся за количество баллов, которые наберут их дети на экзаменах, и за предстоящее зачисление в выбранный вуз.
Именно взрослым был посвящен вебинар, который прошел на базе регионального консультационного центра при Университете непрерывного образования и инноваций Ивановской области. Занятие «Я спокоен! Готовим к ЕГЭ родителей» провел уже хорошо знакомый нашим читателям врач-психотерапевт Сергей Повасарис. На протяжении нескольких лет он проводил для школьников Ивановского района в рамках Единых дней профилактики беседы о вреде употребления психоактивных веществ.
Родительский ужас
Сергей Викторович подробно рассказал о том, как родителям спокойно воспринимать ЕГЭ и о том, как справиться с переживаниями. Также он представил свой альтернативный взгляд на экзамены. А начал доктор с расшифровки понятия «тревожность».
— Когда мы сталкиваемся с какими-либо волнующими событиями, то испытываем тревогу. Это нормальная реакция организма. Другой вопрос – когда переживания становятся избыточными. Это негативно влияет на качество нашей жизни. У тревожности всегда есть «симптомы», — пояснил он.
В их числе – физические проявления: учащенное сердцебиение, потливость, дрожь в теле, сухость во рту, ощущение нехватки воздуха, тошнота, симптом «раздраженного кишечника», головокружение, озноб, онемение, мышечное напряжение, головная боль, ощущение комка в горле и другие. К психическим проявлениям тревоги относятся: напряжение и дрожь в теле, предчувствие беды, плохой сон, снижение концентрации внимания, забывчивость, непрекращающийся мыслительный процесс, кошмарные сновидения, раздражительность, панические атаки и не только.
Есть и поведенческие признаки тревоги. Например, когда человек постоянно говорит на волнующую его тему, «заедает» тревогу, чаще курит и употребляет спиртные напитки. Тревожных людей выдает суетливость, торопливая речь, нервозность, повышенная агрессивность, чрезмерная реакция на сюрпризы и испуг.
— Тревога — это энергозатратный процесс, особенно если повлиять на ситуацию и отпустить ее мы не можем. В итоге мозг работает без перерыва из-за постоянного внутреннего монолога, мышцы напряжены. Тревога также связана с различными непроявленными эмоциями и страхами – их родители ощущают, когда дети сдают ЕГЭ. Например, некоторые взрослые с ужасом представляют, что их ребенок может написать задания экзамена на самое низкое количество баллов либо что отличник не покажет высокий результат. Все эти страхи оказывает разрушительное действие на организм, — подчеркнул врач.
По его словам, если тревогу игнорировать, то она переходит в невроз – психическое расстройство, которое сопровождается различными симптомами и синдромами: повышенной утомляемостью, унынием, снижением самооценки, навязчивыми мыслями, депрессией и другими. Ресурсы людей позволяют терпеть тревогу до полугода.
Тревожность может перерасти и в зависимости. Для школьников – это, например, уход в виртуальный мир, а для взрослых – трудоголизм, употребление спиртных напитков и другое.
Альтернативное мнение
Сергей Викторович отметил, что многие дети и родители переоценивают значимость ЕГЭ. Проявления и последствия такого отношения могут быть самыми разными.
— В рамках Единых дней профилактики я часто общался с ребятами в неформальной обстановке, спрашивал их о планах на будущее. Меня как врача расстраивало то, что многие дети не следовали обозначенной для себя цели. Выбор будущей профессии у них зависел только от результатов ЕГЭ. Другие ребята начинали слепо следовать веяниям моды – они мечтали успешно сдать экзамены, чтобы поступить в вуз в другом городе (не важно, на какое направление) и жить дальше от родителей. В итоге специальности, которые они в итоге выбрали, нисколько молодых людей не мотивировали: позднее родители жаловались, что на пары их чадо не ходит, зато их сын или дочь устроились на работу в ближайшее кафе, магазин, салон связи и радуются заработкам. Иной жизненный «сценарий» ребенка часто вызывает у взрослых тревогу, — отметил врач.
Конечно, родители не могут не думать о будущем своих чад. Они, например, начинают заставлять идти ребенка в десятый класс, а не в техникум, надеясь, что сын или дочь обязательно после окончания школы поступит в вуз. Но для ребят, которым сложно учиться, это желание родителей, как правило, не идет на пользу.
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок поступил именно в престижный вуз, а затем устроился на высокооплачиваемую работу. Другие пытаются решить свои неудачи за счет дочерей и сыновей. Они верят, что их чадо обязательно осуществит то, с чем не справились они в детстве, — получит образование по востребованной специальности. В то же время, если ребенок готов учиться, он проявит себя в любом институте. И не обязательно это будет престижный вуз, говорит Сергей Викторович.
Тревожит родителей и ситуация, когда дети до последнего момента не знают, в какой университет поступать, какую специальность выбрать, а также отсутствие у них мотивации к высшему образованию. По словам Сергея Повасариса, что, возможно, ребенок просто устал от напряженного графика, в котором помимо учебы есть секции и репетиторы. Еще одна причина — ему не нужно высшее образование. Возможно, возникла депрессия – такое часто бывает в подростковом возрасте. Возможно, есть конкурирующие цели: дети не хотят в будущем быть похожими на родителей, которые получили несколько высших образований и теперь недовольны своей работой. Доктор уверяет, что взрослые вместе со своим чадом в первую очередь должны разобраться в причинах такого состояния ребенка, а потом уже решать вопрос с дальнейшим обучением. Если родители не будут давать своим детям право выбора собственного жизненного пути, у ребенка может «расти» чувство вины из-за несоответствия ожиданиям и требованиям взрослых, с которым в дальнейшем тяжело справиться даже специалисту.
Сергей Повасарис советует родителям «адекватно оценивать возможности ребенка, его личные качества, интеллектуальные способности, желания, эрудированность, а не опираться на свой жизненный опыт и свое мнение».
— А на ЕГЭ я советую взглянуть по-другому. Вот мое альтернативное мнение на этот счет. Я считаю, что ЕГЭ выявляет в первую очередь уровень стрессоустойчивости человека, но не определяют ценность личности. Не нужно сравнивать тех, кто набрал максимум и минимум баллов. Никто не лучше и не хуже, мы просто разные. Отмечу, что высокие баллы на ЕГЭ не гарантируют успешной и счастливой жизни, а престижное образование без положительных личных качеств бесполезно. ЕГЭ – всего лишь репетиция жизни, это не самое волнующее событие, которое наш ждет, — добавил он.
Рассказал врач-психотерапевт и еще об одной особенности школьной жизни, которая не всегда положительно влияет на детей, – оценочности. Все мы знаем, что учителя постоянно ставят баллы за самостоятельные и контрольные работы. Кроме того, в электронных дневниках публикуются рейтинги учеников в классе. ЕГЭ – это тоже совокупность баллов. Некоторые люди и во взрослом возрасте живут в этой системе: ценность своей личности для них определяется результатом. Такой человек будет испытывать сильный стресс в случае неудач.
Экзамен – ответственность ребенка
Также доктор рассказал и о том, чему ЕГЭ может научить школьников и их родителей. В первую очередь – «держать удар». Наша жизнь многогранна: помимо радостей есть и обратная сторона – скорбь, переживания, страдания. ЕГЭ учит справляться со сложностями.
Благодаря экзаменам можно пересмотреть амбиции и профессиональные перспективы. Сергей Викторович отмечает, что в некоторых профессиях каждый рабочий день, как ЕГЭ. Например, детский нейрохирург ежедневно вынужден справляться со сложными ситуациями, ведь в его руках жизнь малышей и подростков. Если человек не способен преодолевать сильные стрессы, особенно где есть временные рамки (а ЕГЭ и является такой ситуацией), то не стоит выбирать сложную профессию. Таким образом, экзамен – это возможность лучше себя узнать. Если сложно справиться с волнением, лучше поступать на специальности другого плана, выбрать такую профессию, где переживаний будет меньше, добавляет Сергей Викторович.
Также ЕГЭ помогает родителям отказаться от иллюзии, что взрослые могут полностью контролировать ситуацию. Результат на экзамене — личная ответственность ребенка.
— Родителям нужно принять, что мы, взрослые, не можем прожить за ребенка его жизнь. Важно предоставить чаду возможность самому преодолевать испытания. Родителям в период кризисов советую бороться с чувством тревоги. Например, можно заняться спортом – физические нагрузки снимают напряжение. Не нужно бояться и обращаться к врачу-специалисту, если это необходимо, — сказал Сергей Викторович.
Врач дал и другие ценные советы. Сергей Повасарис призвал установить «ограничитель» на тревогу – действовать по принципу «я подумаю об этом завтра». Важно не взращивать в себе переживания и страхи, а лучше переключить внимание на других людей, которые нуждаются в поддержке и заботе. Все тревоги можно «вылить» в творчество. А главное – родителям нужно прожить собственную жизнь, а не выстраивать по своему усмотрению судьбу ребенка!
Алена КОРОЛЕВА