Вот уже много лет Борис Добротворский известен в г.о. Кохма своими прозаическими книгами и стихотворными баснями. Источником вдохновения автор выбрал для себя свои воспоминания о…
Вот уже много лет Борис Добротворский известен в г.о. Кохма своими прозаическими книгами и стихотворными баснями. Источником вдохновения автор выбрал для себя свои воспоминания о детстве и юности. Одна из его книг «Петькины рассказы» даже получила одобрительные отзывы Ивановской писательской организации.
Я побывал в гостях у этого талантливого человека, чтобы расспросить о недавно изданной книге «Грешник», которая оказалась совсем непохожа на предыдущие работы автора. Сюжет книги, которую он писал 20 лет, автор посвятил послевоенным годам XX века (1946 — 1955 гг.) и царившей тогда преступности. Две ночи я читал эту книгу с большим интересом, и у меня возникла масса вопросов об обстоятельствах и героях самой книги. «Неужели это правда?» — возникло в моей голове. Давайте спросим самого автора об этом.
— Борис, Николаевич, у вас вышла книга «Грешник», что вы можете сказать о ней?
— Ну что я скажу? У меня есть такая привычка записывать все, что происходит в моей жизни. Но эти записи все разрознены и их надо было как-то объединить. Вот я и решил сформировать книгу, но в рамках сюжета я переплел правду с вымыслом. И я придумал полковника Грома. Он главное действующее лицо. Но остальные герои были списаны с живых людей. Почти все реальные люди, кроме этого Грома. Но он объединил характеры всех, кого я знал.
— Получается, что полковник Гром — собирательный персонаж?
— Собирательный. Было несколько таких людей, которых я знал. Тут и милицейские работники, и мои знакомые, чьи самые лучшие черты я внес в этого героя.
— А кого представляет полковник Гром? Кто он? Герой, на которого нужно равняться?
— Вообще, он начальник милиции. Положительный персонаж. Он следователь и я хотел показать его работу. В моем представлении так должны работать следователи. Но в моей книге много ошибок. В жизни, конечно, все не так. Я не показал ту систему, как они на самом деле работают, мне она неизвестна. Просто я изобразил, на свой взгляд, как это могло быть. И, конечно, это книга не для детей. Ее могут читать сотрудники полиции, я думаю, она будет им интересна.
— В вашей книге «Грешник» есть повесть «Плесень», по своему объему и многочисленным героям она похожа на роман. Откуда такое название?
— «Плесень» — это метафора, которая объединяет всех воров, бандитов послевоенного времени. Но если в наши дни создаются целые кланы, то бандиты того времени воровали для того, чтобы выжить. Не было в них такого, как сейчас — страсть к накоплениям. У них было так: награбили — пожили и все.
— Но все равно это плохо?
— Плохо. Я поэтому и назвал повесть «Плесень». Первоначально я хотел назвать «Сорняки».
— Все-таки, Борис Николаевич, мне бы хотелось узнать, что в вашей книге правда?
— Герои все у меня реально живущие когда-то люди, просто я изменил фамилии, но имена оставил настоящие. И все эпизоды по воровству тоже из жизни. Вот взять хотя бы ограбление магазина — все это было. Но я начал с моего брата. В повести он у меня под именем Витька. Он на самом деле попал в такую банду и стал зависим от них. И случай, что я там описываю, был реальный. Как суд был, как в тюрьму ходили к нему с матерью — все это было. А Валька Щавель был его другом. Он сотрудничал с милицией и был наводчиком, но оказался бандитом. Он хотел стать главой банды и тех, кто ему мешал, он сдавал милиции. Страна поднималась из руин, и бандитизм тоже поднимался. Вот он и создал свою банду, а всю мелкую шелупонь с помощью милиции убирал, и сам оставался в стороне. Но потом все это выяснилось. Так что многие эпизоды здесь правда.
— Мне Витьку было очень жаль, когда его посадили. Когда вы описывали его внутренний монолог на суде, то намеренно хотели вызвать жалость у читателя?
— Это просто так получилось у меня. Но он не заслуженно отсидел в тюрьме, причем больше всех. Но он все равно участник. Он был все время на подхвате. Сам он серьезных дел не делал, но его это не оправдывает. Я его и не оправдываю. Он как брат и мне насолил не мало.
— А вот Петька — это кто получается?
— Петька — это я. У меня уже есть книга «Петькины рассказы», поэтому я не стал менять это имя. Потому что и в той, и в этой книге воспоминания из моей жизни, и они связывают эти две книги. В «Петькиных рассказ» у меня есть рассказ «Дорога», как мы к брату ездили с матерью на поселение в Коми, только там я дал ему имя Федька.
— Валька Щавель прибил своего отчима Никанорыча из-за золота?
— Это уже моя выдумка. Но такой человек (Никанорыч) действительно был. Он не отец — очередной бандит, но более крупного масштаба. В свое время Валька Щавель умудрился побывать на фронте. И он встретился с этим «батькой». И началось с того, что этот «батя» работал у нас на фабрике, где ситец обрабатывали. Он работал палильщиком, печь разжигал. И ему отрезали голову. Его похоронили со всеми почестями. Но после прошли слухи и от милицейских работников, что он не тот, за кого себя выдавал, а какой-то фашистский прихвостень. Ну, а я довел эту мысль почти до фантастики, что он в концлагерях работал. И это убийство я повесил на Щавеля. Потому что мне нужно было показать его действия на фронте. И как Щавель хвастал о том, как он воевал, а на самом деле он и не был на фронте. Он мечтал попасть. В то время вся молодежь мечтала попасть на фронт, чтобы фашистов бить. Но он сошелся с этим бандитом Никанорычем, и сам стал бандитом. Но я не знал всех подробностей, и поэтому тут уже моя фантазия.
— А если вдруг эта книга попадет в руки школьника? Он на примере этих героев может чему-то научиться?
— Конечно! Здесь эта цель и преследуется. Что нельзя так делать. Друзей надо тщательно выбирать. Можно сказать, что моя книга воспитательная. Но, вообще, каждая книга чему-то должна учить.
— Борис Николаевич, вы уже много лет живете с Ниной Ермолаевой, которая тоже пишет рассказы. Вам она как-то помогала в написании данной книги?
— В то время Нины еще не было, когда я писал эту книгу. Просто, когда я стал членом Кохомского литературного объединения «Радуга», то решил публиковать свои сочинения. Но когда я писал книгу «Грешник», то все держал в секрете от всех. Сейчас вот мы с Ниной живем вместе, и она меня понимает, потому что я пишу, она пишет. У нас обоюдные мысли, мы друг друга понимаем. А с женой, когда я жил, я, конечно, жил не плохо, счастлив был, но мою писанину она не воспринимала. Она думала, что это просто хобби. Я давал ей читать, но она многое не читала, а если и читала, то в серьез не воспринимала. Поэтому я так поздно стал печататься.
Беседа с Борисом Добротворским оказалась продолжительной, но интересной. Оказалось, что автор настоящий гурман. Я с удовольствием попробовал великолепные блюда, которые он приготовил по своим рецептам, а Нина Ермолаева с удовольствием ему помогала. Когда-то художник Пабло Пикассо сказал, что «вдохновение приходит во время работы». А у Бориса Добротворского все иначе, его вдохновение приходит во время приготовления вкусных блюд, и именно так появилась на свет книга «Басни».
Мне хотелось бы пожелать автору продолжать и дальше писать новые книги, и, я думаю, такая книга, как «Грешник», найдет своего читателя, и может для кого-то станет предупреждением в том, что жизнь не азартная игра, а путь, который нельзя пускать на самотек.
Максим ЗИМИН