Летчик Константин Игнатьевич Дурандин из деревни Говядово попал в штурмовую авиацию, можно сказать, не по назначению. А единственной боевой наградой офицера стал солдатский орден Славы.…
Летчик Константин Игнатьевич Дурандин из деревни Говядово попал в штурмовую авиацию, можно сказать, не по назначению. А единственной боевой наградой офицера стал солдатский орден Славы. Хотя в боях с фашистами ему участвовать не пришлось.
В Красную Армию Константин Дурандин был призван еще до войны, в январе 1941 года. Юноше было только 19 лет, когда его, как выпускника Ивановского аэроклуба, направили в летную школу.
Начало Великой Отечественной войны Костя встретил курсантом Остафьевской военной авиационной школы пилотов в Подмосковье. В конце августа 1941 года школа была перебазирована в город Вязники в соседней Владимирской области и вскоре получила наименование Вязниковская военная авиационная школа пилотов.
Учебу Дурандин окончил весной 1942 года. Затем по распределению был направлен в родной город Иваново, в 22-й запасной истребительный авиаполк. Здесь он прошел подготовку на самолете «Аэрокобра». В то время поступали такие из Америки по программе ленд-лиза. Кстати именно на таких «американцах» воевал легендарный ас А. И. Покрышкин, трижды Герой Советского Союза.
Освоив новую боевую машину, старший сержант Дурандин был зачислен в 185-й истребительный авиаполк, прибывший с фронта в Иваново на пополнение и переформирование. Но вступить тогда в бой не довелось. В это время на ивановской земле началось формирование специальной, единственной в советской авиации, перегоночной авиадивизии. Летчики, зачисленные в новые полки, должны были перегонять американские самолеты через Сибирь с Аляски до Красноярска. Полк, в который был зачислен Дурандин, был расформирован. Более опытные летчики были направлены в перегоночные полки, остальные — в другие части.
Старший сержант Дурандин убыл на Дальний Восток. Службу продолжил пилотом 973-го штурмового авиаполка. Все военные годы до августа 1945 года полк находился в боевой готовности к отражению агрессии.
В бой младший лейтенант Дурандин вступил только 9 августа 1945 года с началом войны с Японией. В задачу полка входила воздушная поддержка частей 2-й Краснознаменной армии при форсировании реки Амур и дальнейшем наступлении на города Сахалян (ныне Ахой), Айгунь, Мэргень и другие населенные пункты. В этих боях младший лейтенант Дурандин произвел только 4 успешных боевых вылета и был награжден орденом Славы 3-й степени.
Из наградного листа: «… Обладая хорошей техникой пилотирования и теорией бомбометания и воздушных стрельб, используя опыт передовых летчиков Отечественной войны, искусно владея противозенитным маневром в сложных метеорологических условиях по подтвержденным данным экипажей истребителей прикрытия, фотоснимков экипажей штурмовиков 12.8.45 г. при штурмовке скопления войска и техники противника на ст. Сини со 2-го захода прямым попаданием бомб ФАБ-100 АО-25 в эшелон с техникой и живой силой противника вывел из строя 4 вагона, снарядами ВЯ и РС — 2 вагона. 15.8.45 г. произвел 2 успешных вылета на штурмовку военного гарнизона и складов, прямым попаданием ФАБ-100 уничтожил паровоз и 2 вагона. 17.8.45 г. произвел 2 успешных вылета на штурмовку военного гарнизона и складов, прямым попаданием ФАБ-100 и АО-25 в казарму вызвал 2 очага пожара и уничтожил МЗА. За отличное выполнение боевого задания группа получила благодарность от командующего танковых войск».
После войны в течение еще двенадцати лет Константин Дурандин продолжал службу в частях штурмовой авиации в Забайкалье. Летал на самолетах Ил-10, реактивных МиГ-15бис. В 1957 году он был уволен в запас в звании капитана. Жил и работал в сибирском городе Омск. Умер в 1983 году.
Сергей КАРГАПОЛЬЦЕВ
По материалам сайта «Иваново помнит!» — www.ivanovo1945.ru