В конце апреля в Центральной универсальной научной библиотеке прошла ивановская областная краеведческая конференция. В ней приняли участие более 70 человек: специалисты-краеведы, ученые, преподаватели и деятели культуры, гости из других регионов, интересующиеся историей родного края.
На конференции были и педагоги Коляновской средней школы. В рамках своих выступлений они рассказали об «исследовательском центре», который находится на базе образовательного учреждения, о необычных экспонатах, о том, как старые документы и фотографии, хранящиеся дома у учеников, помогли восстановить вехи жизни наших земляков.
Уникальные семейные архивы
С докладом выступили учитель истории Мария Кислякова и учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея Анна Бякова. Они рассказали о работе музея Коляновской средней школы и о создании тематических экспозиций на основе изучения семейных архивов.
— Мы, педагоги, вместе с юными краеведами стараемся изучить и представить каждый документ, экспонат так, чтобы он раскрыл свою историю, судьбу человека. Музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный их источник, имеющий важный воспитательный потенциал. Мы гордимся нашим музеем, который не раз становился победителем различных муниципальных и региональных конкурсов («Лучший сельский музей» в 2023 году) и считаем его работу одним из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников, — сказали учителя.
В фондах музея хранится множество документов из семейных архивов: документы, награды, фотографии, личные вещи, в том числе письма и открытки с фронтов Великой Отечественной войны. Детьми и педагогами проводится систематизация и оцифровка материалов, кропотливая расшифровка письменных источников. Сохранению подлинных экспонатов придается большое значение.
Особую ценность в музее имеет архив нашего земляка, участника Первой мировой войны Никанора Лебедева, состоящий из 47 писем и уникальных фотоматериалов.
— Письма хорошо сохранились, содержат богатый фактический материал. Работа с ними позволила глубже изучить события войны. Результатом стали два исследовательских проекта: «Путь солдата» и «Фронтовые будни», ставшие основой тематической экспозиции, — сказали Мария Юрьевна и Анна Владимировна.
Добавим, что все документы становится основой для серьезного, многогранного исследования, а в дальнейшем для тематической экспозиции, презентации, экскурсии. Однако для работы используются сканированные копии. Таким образом педагоги приучают ребят к бережному отношению к первоисточникам.
Тайны экспонатов
Мария Кислякова и Анна Бякова говорят, что у каждого экспоната в музее своя история, свой путь на выставку. Чаще всего архивы, бережно хранящиеся в семьях, передаются в музей именно потому, что их владельцы понимают: пока материалы лежат дома, они молчат и представляют ценность только для своих хозяев. Став экспонатом школьного музея, архивы попадают в руки юных исследователей и, возможно, даже открывают свои тайны, а, главное, становятся ценными информационными источниками для изучения и сохранения истории семьи, родного края, страны. В музее обязательно записывают интервью с родственниками, передающими архивы, чтобы эмоционально обогатить полученные материалы, сохранить подробности и детали.
Среди дарителей есть и педагоги, и родители школьников, и даже жители Коляновского сельского поселения. Так, например Елена Ивановна Нестерова, жительница деревни Жуково, передала в музей свое поэтическое наследие, которое и сейчас, после ее ухода, является богатым источником мыслей и чувств наших земляков.
А в прошлом году в школьном музее состоялось торжественное мероприятие по вручению уникальной семейной реликвии. Внучка участника Великой Отечественной войны, жителя деревни Коляново Петра Ивановича Солдатова отдала пиджак ветерана со всеми боевыми орденами и медалями. Также в фонд поступили уникальные документы, раскрывающие боевой и трудовой путь нашего земляка.
Конечно, юные краеведы вместе со своими научными руководителями работают не только над изучением копий документов, наград и прочих экспонатов. Они обращаются к интернет-ресурсам «Победители» или «Подвиг народа», что позволяет дополнить информацию, расширить знания о человеке, сведений о котором не хватало.
Так, например, удалось восстановить боевой путь рядового бойца Красной Армии Гавриила Александрова, письмо которого несколько лет было для педагогов и школьников загадкой. Результатом стал исследовательский проект «Имя солдата», с которым его автор Алексей Чернышев победил на муниципальном конкурсе ученических проектов и занял первое место во Всероссийском конкурсе «Юный архивист».
Кроме того, музей сотрудничает с Ивановским государственным архивом и архивом Ивановского района. Со временем сложилось полезное и продуктивное взаимодействие. И заключается оно не только в использовании архивных фондов, но и в посещении учениками тематических выставок и мероприятий, проводимых сотрудниками учреждений. Так, заместитель директора архива Наталья Алексеевна Муравьева всегда оказывает юным краеведам большую профессиональную помощь в исследовательской работе.
Юные экскурсоводы
Педагоги уверены, что создание тематических экспозиций — это многогранный и творческий процесс, причем каждый из заинтересованных учеников находит себе дело по душе. У кого-то получается подбирать экспонаты, художественно оформлять выставку, создавать реконструкции для полного погружения в тему. Другие ребята готовят тексты экскурсий, разрабатывают интерактивные задания, чтобы для школьников разных возрастов посещение музея было интересно и полезно. Материалы сменных тематических экспозиций хранятся в фондах. При необходимости их можно будет снова разместить в музее.
К слову, недавно была вновь оформлена выставка «Боль моя — Ленинград», посвященная 80-летию снятия блокады. Экспозиция основана на семейном архиве блокадников Яковлевых-Николаевых. Впоследствии школа с данной работой приняла участие в региональном смотре выставочных комплексов в рамках акции «Без срока давности» и стала победителем.
Одним из самых интересных и сложных одновременно является этап проведения экскурсий. Традиционно в школе проходят конкурсы чтецов, ораторского мастерства, позволяющие выявить и привлечь к музейной деятельности юных экскурсоводов.
— Сложилась преемственность, когда ученики среднего звена, побывав на экскурсиях, проводимых старшеклассниками, сами начинают пробовать занятия для ребят из начальной школы и дошкольных групп. Юные экскурсоводы признаются, что получают не только эмоциональный заряд от благодарных слушателей, но и богатый опыт коммуникативной деятельности, публичных выступлений и ораторского искусства. Для многих это подготовительный этап для активной проектной деятельности, которая сейчас является важной составляющей учебного процесса. В современном образовательном пространстве приоритетными являются активные формы обучения, и поэтому мы считаем тематические экскурсии важным направлением учебной и внеурочной деятельности. Разнообразной может быть не только тематика, но и форма организации экскурсии. Мы активно используем викторины, квесты, мастер-классы. Все это позволяет привлечь внимание школьников к истории нашего края, страны, — подчеркнули Мария Кислякова и Анна Бякова.
Особенные уроки литературы
О работе с историческими источниками эпистолярного жанра на уроках и во внеурочной деятельности рассказала учитель русского языка и литературы Коляновской средней школы Татьяна Ковалева. Она говорила о занятиях, которые получили эмоциональный отклик детей.
— Не так давно появились уроки родной русской литературы, и хочется сделать их не продолжением традиционных уроков литературы, а наполнить свежим смыслом. Особенно это важно при изучении произведений военной тематики. Я считаю необходимым обратить внимание детей на связь большой истории с их малой родиной, что делает литературу более близкой и понятной. Отмечу, что в богатых фондах нашего музея имеются письма участников военных действий, документы и фотографии. На уроке мы рассматриваем экспонат, учимся анализировать его содержание. Во время изучения источников эпистолярного жанра стараемся выделить особенности письменной речи автора, проводим разнообразную словарную работу. Таким образом ребята приобретают опыт исследовательской деятельности, формируют представление о работе с архивом. Они понимают, что музейные фонды нуждаются в изучении, систематизации, обработке, — подчеркнула Татьяна Александровна.
Она добавила, что многие из учащихся, перейдя в среднее звено, уже хорошо знакомы с некоторыми экспонатами, так как не раз бывали на экскурсиях, проводимых старшеклассниками в увлекательной интерактивной форме. Но для каждого возраста интересны разные темы экспозиций музея. Именно поэтому ребятам хочется туда возвращаться снова и снова.
Подробнее Татьяна Александровна рассказала о том, каким образом изучают литературу школьники. Так, например, в пятом классе ребята знакомятся с рассказом Ю.Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова», который повествует о судьбе отца, потерявшего сыновей в годы Великой Отечественной войны. Произведение учит молодое поколение уважать людей, для которых память — это все, что осталось.
— Один из эпистолярных архивов музея удивляет душевной щедростью. Агриппина Абалдуева, молодая девушка, жительница деревни Бухарово Ивановского района, в годы войны постоянно отправляла письма солдатам, у которых не было близких — тех, кто смог бы понять, поддержать, укрепить силу духа. Дети, использующие для общения всевозможные мессенджеры, а не листок и ручку, при чтении подлинных фронтовых писем и почтовых карточек испытывают нежные и трепетные чувства. Непривычные современным детям приветствия, обращения, обилие слов, с помощью которых можно выразить поддержку, волнение и заботу — то, на что мы можем обратить внимание пятиклассников. Письма — не просто часть личной жизни людей, а часть истории страны. Они были связующим звеном между теми, кто оставался в тылу, и теми, кто был далеко от дома, защищая свою Родину, были их моральной поддержкой, придавали силы, — добавила учитель.
Письма надежды
В шестом классе дети знакомятся с произведениями об обороне Севастополя, героизме жителей прославленного города. Вспоминают они и историю Ленинграда. Письма и подлинные документы блокадников являются предметом изучения на одном из внеклассных мероприятий в музее. Ребята подробно знакомятся с архивом семьи Яковлевых-Николаевых, живших в окруженном врагом городе и спасшихся по знаменитой Дороге жизни. О чем беспокоились родные, с какими трудностями столкнулась мать с малолетними детьми, какую ценность имеют данные письма и почему — над этими вопросами педагог предлагает задуматься ученикам. «При чтении данных эпистолярных источников делаю акцент на то, как умело автор использует языковые и синтаксические средства выразительности, что свидетельствует о богатстве его речи. Изучение документов и сравнение их с официальными данными — еще одна форма работы с данным архивом, формирующая навыки исследовательской деятельности у учащихся и развитие критического мышления», — сказала Татьяна Ковалева.
Она отметила, что особый интерес у детей вызывает тема Первой Мировой войны, обсуждение которой происходит на уроках родной русской литературы в седьмом классе. Прочитав и проанализировав рассказ свидетеля тех страшных событий М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» о проблемах войны, болезни и смерти, поиска надежды, ребята вместе с педагогом обращаются к уникальному архиву писем нашего земляка, участника Первой Мировой войны Никонора Лебедева, которых более сорока. Письма позволяют понять то, что его волновало, какие заботы терзали душу отца семейства. «Прошу тебя, если чем возможно помогай больной тетушке, да и вообще, все друг другу помогайте! Ибо теперь не до семейных неурядиц, только в дружной и мирной семье может быть счастливая жизнь. Иначе в настоящее время пропадешь!», — в письменной форме обращается Никонор Лебедев к своей супруге.
Учащихся удивляет слог автора, который несмотря на крестьянское происхождение пишет интересно и достаточно грамотно: «Прошу, будьте терпеливы и не страшитесь будущего. И если бог меня сохранит, а так же всех вас, то заживем по-старому, а может быть и лучше!?<…>Кланяюсь Короткову и его семейству, прощайте, будьте здоровы и счастливы все. Ваш Никонор» (письмо №19 от 11.02.1916 г.).
— Обращаясь к данным источникам, мы акцентируем внимание на уникальной сохранности данных экспонатов, на подход автора к оформлению (все письма датированы и пронумерованы), проводим словарную работу, используя толковый словарь, выясняем, что обозначали буквы Ь,Ъ,ҍ,i и как их можно «перевести». Такая работа увлекает ребят, они пытаются разобрать каждое слово и понять, о чем идет речь. Добавлю также, что изучение музейных экспонатов на уроках и на внеклассных занятиях позволяет выявить детей увлеченных и заинтересованных изучением истории родного края. Таким ученикам мы с удовольствием предлагаем более углубленную работу с фондами в формате проектной деятельности, что так же является приоритетным направлением гражданско-патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики, — завершила свою речь Татьяна Ковалева.
По материалам докладов подготовила Алена КОРОЛЕВА
Фото: Центральной универсальной научной библиотеки Ивановской области и Коляновской средней школы