Автобусная остановка. Дождь. «Умирает» зарядка на телефоне. Единственная маршрутка, которая может отвезти тебя домой, не пришла, и даже вызвать такси – проблема. Неприятная ситуация даже…
Автобусная остановка. Дождь. «Умирает» зарядка на телефоне. Единственная маршрутка, которая может отвезти тебя домой, не пришла, и даже вызвать такси – проблема. Неприятная ситуация даже для горожанина. А для человека из района – почти тупиковая. В условиях, когда проблему ограниченной транспортной доступности регулярно приходится решать самому, многие жители Ивановского района живут годами.
Например, никогда не знают, приедет за ними автобус №118 или нет, жители Балахонок. «К нам ездит один и тот же водитель, – рассказывает заведующая Балахонковским ДК Елена Дементьева. – Может приехать, а может не приехать. Вот, например, завтра моей дочери ехать в Москву, и я совсем не уверена, что она сможет добраться до железнодорожного вокзала общественным транспортом. Придется, наверное, вызывать такси…»
Около 600 рублей в одну сторону
Таксисты в Балахонки тоже ездят неохотно. Стоимость поездки высокая (около 600 рублей), но далеко не каждый водитель хочет в одну из сторон ехать «пустым». Поэтому подобный заказ, сделанный в приложениях операторов, с высокой степенью вероятности будет отменен. Человек потеряет время и, возможно, получит порцию негатива от водителя, который из-за особенностей внутренней логистики может приехать по адресу, не зная конечной точки.
По этой причине жители Балахонок (очевидно, многих других населенных пунктов с транспортными сложностями – тоже), договариваются либо друг с другом, либо с таксистами напрямую. «У меня есть номер водителя, который приезжает, когда нужно, берет такие заказы, – говорит Елена Дементьева. – Но такси для меня как работника культуры – это недешево. А ездить в город надо – в бухгалтерию, на совещания, по другим делам».
«Двоих не повезу»
Из-за того, что люди привыкли договариваться с таксистами или со знакомыми на личных машинах, загруженность автобуса падает. Водитель просто не хочет совершать полупустые рейсы. По словам жителей, может просто отказаться ехать. «Буквально на прошлой неделе ждали маршрут №118 у железнодорожного вокзала с дочкой и маленькой внучкой, – продолжает Елена Дементьева. – Водитель подъехал и говорит: «Двоих не повезу». Но потом все-таки согласился, сказал, только из-за ребенка».
Бывает, что водитель самовольно меняет маршрут, рассказывают пассажиры. Например, едет только до Бунькова, а последние 5 км приходится преодолевать пешком. «В темноте бывает страшно, плюс сумки, возраст», – говорит Елена Дементьева. Или автобус может не прийти к железнодорожному вокзалу: возможно, водитель едет из дома более удобным ему путем, предполагают жители.
Маршрут невыгодный
Перевозчик, который работает на маршруте №118, – ООО «ВолгаТранс». «Когда я туда звонила, мне сказали, что наш маршрут – невыгодный, – рассказывает Елена Дементьева. – Но дело в том, что такой график работы просто отучил нас ездить на общественном транспорте». Получается замкнутый круг: транспорт не ходит, потому что мало пассажиров, а пассажиров мало, потому что рассчитывать на автобус не приходится.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области реагировал на обращения жителей Балахонок и проводил проверки, причем факты нарушения графика подтверждались. «Проведено контрольное мероприятие, в ходе которого установлено, что рейс по межмуниципальному маршруту №118 с отправлением в 7 час. 00 мин. не выполнен», «Автобус с отправлением в 17 час. 10 мин. уехал на 14 минут раньше» – такие результаты проверок приведены в официальном ответе ведомства, направленном Елене Дементьевой еще в 2019 году. Перевозчику тогда направили письмо с требованием строго соблюдать графики движения, а информацию передали в органы транспортного надзора, но ситуация с тех пор никак не изменилась. Люди продолжают звонить, писать, ждут помощи.
«График не совпадает с режимом»
Похожие проблемы есть и у жителей других населенных пунктов Ивановского района. Например, транспортным чиновникам не раз поступали обращения по поводу работы маршрута №135 Иваново – Железнодорожный. «Для меня это единственный транспорт, на котором я могу добраться дома, – пишет на сайте Иваново.рф жительница Железнодорожного Татьяна Хрулева. – Стою на Почтовой, пролетела третья маршрутка. Махала, чем могла – ноль эмоций. Все маршруты останавливаются, притормаживают, эти летят посреди дороги». Жители говорят, что время прибытия маршруток непредсказуемо, поэтому из села почти невозможно выехать на общественном транспорте.
«Узнавала у разных водителей, ответ был: «График не совпадает с нашим режимом, мы всегда в разное время едем», – говорится в обращении. – Хорошо, в разное так в разное, но то, что в 20.00 последняя маршрутка летом, а зимой вообще их в это время не найти, – это уже беспредел…»
Вечером не уедешь
Жители Беляниц рассказывают о нарушениях графика перевозчиком на 130-м маршруте. «Последний рейс по расписанию из д. Беляницы 20.30, а по факту в 19.00, – отмечает Евгений Вареников. – Иногда 19.20, а 19.40 – это вообще чудо. На мой вопрос, почему так, мне ответили, что им невыгодно из-за одного-двух человек ехать до д. Беляницы, поэтому доезжают только до м. Авдотьино. Это нарушение, по моим наблюдениям, с осени прошлого года происходит систематически».
Судя по обращениям, аналогичные ситуации возникают у пассажиров новоталицкого направления («Ходят как хотят, после 19.00 не уедешь в сторону Ново-Талиц. 141 вообще не ходит»), жителей Богданихи («В графике движения маршрута 120 указано время интервалом 15 минут. По факту минимум по полчаса приходится стоять, сегодня стояла 40 минут»), Михалева («121 автобус уже три месяца не ходит утрам по второму графику»), Колянова, Чернореченского и не только.
Обгоняя другой маршрут
Несмотря на то, что в Кохму идет относительно много транспорта, очень много жалоб поступает именно по этому направлению. «Отвратительно выезжают на маршрут в выходные, сегодня уже час стою их нет, а людям на работу», – говорит Сергей Барышев про маршрут №150 Иваново – Кохма. «Маршрут 150 ведет себя, как хочется его водителям, – говорится в другом комментарии. – Сегодня в 18.50 автобус пролетел мимо остановки «Киноцентральный». Видимо, торопясь обогнать 13 маршрут, который перед ним причалил к остановке. В итоге пассажиры остались на остановке. И это не первый случай». Пассажиры говорят, что уехать в Кохму после 20.00 на маршрутке – большое везение.
Причины такой ситуации пассажирам чаще всего понятны: перевозчикам выгодны только полные автобусы, водители устраивают гонки друг с другом и не стремятся оставаться на линии, когда пассажиров становится мало. Ведомства, осуществляющие контроль, ограничены в своих инструментах воздействия на частников. В итоге люди годами безрезультатно ждут автобуса, который приезжает вовремя. «Наверное, придется обращаться в прокуратуру», – заключает по поводу своей ситуации Елена Дементьева.
Евгения Кочеткова