Руководитель отдела образования сохранила ценности советский системы, а также заложила крепкие педагогические традиции нового века. Все коллеги отмечают ее хорошие деловые качества, эрудицию, высокий уровень…
Руководитель отдела образования сохранила ценности советский системы, а также заложила крепкие педагогические традиции нового века.
Все коллеги отмечают ее хорошие деловые качества, эрудицию, высокий уровень компетентности. Важно помнить и о том, какой большой общественный вклад в развитие района внесла эта женщина. Ведь именно за плодотворную общественную деятельность решением районного Совета № 486 от 28.05.2009 ей и было присвоено звание «Почетный гражданин».
На Камчатке хорошо, а в Кохме лучше
Как и у многих педагогов мечта стать учителем появилась у Али с детства. А высокую педагогическую планку, которую она держала всю жизнь задали еще в учебном заведении родной ей Кохмы.
— Всю свою жизнь, с самого детства мечтала стать учительницей, — вспоминает и сегодня Альбина Соколова. — Училась в школе № 7 города Кохмы. Особенно мне нравилась наша учительница Ольга Векшина, всегда хотела быть на нее похожей.
Природа не обделила девушку ни умом, ни способностями. Получив общее образование, она поступила на историко-филологический факультет Шуйского пединститута, который успешно закончила в 1961. А дальше путь ее, согласно полученному распределению лежал через всю страну — на Дальний Восток. Вернее, на Камчатку.
Здесь она два года отработала педагогом в восьмилетней школе. Молодая учительница преподавала местным ребятишкам русский язык и литературу, а при необходимости и историю. Ей всегда быстро удалось завоевать авторитет не только у своих учеников, но и их родителей.
Вскоре педагог пошла на повышение. Ее взяли на работу инспектором Соболевского райОНО Камчатской области. Она полюбила работу и удивительную камчатскую природу, но ее сердце все равно рвалось в родные края.
— Не были дня, чтобы не вспоминала свою родную Кохму, родителей, друзей, — продолжает рассказ Альбина Михайловна. — Хоть в летние каникулы мне удавалось съездить на «большую землю», но и этого казалось мало. Решила, что после окончания срока распределения обязательно вернусь в родные края.
Нашла себя в Михалеве
Осуществить мечту о возвращении удалось в 1964, когда она снова приехала в Кохму и поступила работать учителем русского языка в Богданихскую СШ. Затем перешла сначала в областную, а затем районную Ивановскую заочную школу, где изначально также трудилась учителем, но затем стала заместителем директора и директором учреждения.
Переломным моментом в биографии сама Альбина Михайловна все же называет год 1978, когда ее назначили директором Михалевской школы. В этой должности она проработала 10 лет. И, как показало время, оказалась на своем месте. Получила хорошие жизненные уроки, которая многому ее научили. Здесь же она научилась строить отношения и в отношениях с коллегами, учениками и приобрела практические навыки хозяйствования.
В Михалеве героиня нашей статьи так крепко пустила корни и изначально даже планировала отказаться, когда ее в 1988 пригласили возглавить отдел образования района. Не могла она себе представить: бросить своих детей и учителей в Михалеве? Да еще уйти с живой педагогической работы? Не для нее это! Однако, коллеги все же ее убедили. И, как оказалось, эта женщина с твердым характером, умеющая настоять на своем пришла на эту должность в самое подходящее время.
Не хватало учебников
Именно в те годы началась большая смена модели образования от советской — к системе образования в современной России. В рамках этой работы приходилось решать море чисто практических проблем и вопросов, с которыми раньше никогда не приходилось сталкиваться. Одной из таких проблем была нехватка учебников. О ней Альбина Михайловна говорит так:
— Например, в 1999 из заявленных 208 наименований учебников федерального комплекта было получено только 13 наименований. Причем в основном поставлялись учебники для начального звена. Поэтому, в основном учились по сохранившимся старым учебникам, что несколько снижало остроту проблемы полностью ее не решало. Особенно тогда недоставало учебников гуманитарного цикла — по литературе, истории, иностранному языку. Все тогдашние учебные пособия морально и физически устарели, а новые бесплатные федеральные учебники поступали с большими перебоями.
Но именно тогда учебные учреждения начали внедрять в обучение современные компьютерные технологии. Педагогам нередко вместе со своими учениками приходилось осваивать эти новшества.
От экологии до патриотизма
Как рассказывают коллеги Альбины Михайловны, под ее руководством успешно реализовывались целый ряд важных программ для подрастающего поколениях. Они строились на лучших традициях советской педагогической системы, воспитывавшей в учащихся честность, уважение, доброту. Однако учитывали и необходимость развития в духе современных культурных и технологических тенденций.
Работа велась по следующим направлениям: экологическое образование, профилактика безнадзорности и правонарушений, организация временного трудоустройства. В образовательных учреждениях активно велось патриотическое воспитание учащихся.
В 1999 года в районе открыт Центр дополнительного образования, на базе которого были открыты и активно работают по сей день военно-патриотический клуб «Мономах», детский народный хореографический коллектив «Ритм» и студия детской моды «Каламбина».
Под руководством Альбины Михайловны разработан проект, посвященный толерантности, который и сегодня успешно внедряется в Подвязновской школе, получившей членство в международной Ассоциации ЮНЕСКО.
Четко была поставлена организация досуга и отдыха детей. Успешно развивались учреждения дополнительного образования. Над этим работали замечательные творческие коллективы, участники районных, областных и российских творческих конкурсов. Например, в годы работы Альбины Соловьевой в районе были созданы лагеря отдыха, в число которых входил и детский оздоровительный центр «Березовая роща», где ежегодно могли укреплять здоровье более трех тысяч детей из разных сельских поселений.
— Надо отдать должное руководителям района, — говорит Альбина Соколова. — Вопросам образования и воспитания детей у нас всегда уделялось большое внимание.
Образцовый район
А вот что говорит о тогдашней системе образования в нашем регионе Людмила Добрякова, возглавлявшая областное Управление образования с 1987 по 2000 год:
— У нас никогда не возникало никаких проблем с Ивановским районом. Более того, все новое экспериментальное, едва родившись, уже внедрялось в сельских школах. Сюда входили и введение компьютерных классов движения «Школа года», «Учитель года». Куда мы привозили гостей области? Да, в Ивановский район!
Остается на высоком уровне система образования района и сегодня. И за это на ежегодном торжественном поздравлении в честь Дня учителя благодарят всех ветеранов педагогического труда. И персонально — Альбину Михайловну Соколову, которая давно стала олицетворением понятия «Заслуженный учитель Ивановского района».
Альберт БОЛДИН