Фестиваль «Ивановский капустник» проводился в третий раз, и вновь удивил приятными неожиданностями. В этом году их было несколько: в торговле приезжих «купцов» — пестовская глиняная…
Фестиваль «Ивановский капустник» проводился в третий раз, и вновь удивил приятными неожиданностями.
В этом году их было несколько: в торговле приезжих «купцов» — пестовская глиняная игрушка и семеновское плетение из лозы; в палатках сельских поселений Ивановского района — юмор и находчивость в оформлении прилавков; в концерте — сценические костюмы артистов наших клубов и домов культуры. Но главная «изюминка», на мой взгляд, — «Стол дружбы». Возле него было многолюдно, улыбчиво, и блюда, что предлагались на пробу, разошлись в мгновение ока.
«Стол дружбы» — часть традиции
В палатке «Стол дружбы» свои национальные блюда бесплатно предлагали представители шести диаспор: немецкой, армянской, азербайджанской, татарской, украинской и белорусской. В Ивановской области проживают люди и других национальностей, но вышеперечисленные диаспоры — самые крупные, они объединены официально в сообщества, имеют свои руководящие центры.
Лично меня удивили два момента: обилие блюд из капусты у немцев и необыкновенная популярность белорусской кухни. Стол белорусов опустел за пять минут. Это и понятно — блюда на фестиваль готовили белорусские кулинары из популярного в Иванове кафе «Журавинка» (по-русски «Клюковка»).
На этом празднике была делегация из Витебского района Белоруссии, с которым у Ивановского района заключен договор о дружбе и сотрудничестве. Естественно, возле прилавка земляков приехавшие в канун фестиваля белорусы задержались долее всего. Беседовали с руководителем белорусской диаспоры Михаилом Николаевичем Шеметовым, ведь именно он способствовал тому, чтобы районы Ивановский и Витебский стали побратимами. Что-то записывали — наверное, советы Михаила Николаевича по более широкому развитию братских отношений двух муниципалитетов. По-моему, белорусов в России не считают людьми иной национальности — так переплетены корни: смешанные браки, длительное проживание в России, простой и открытый характер, подобный русскому.
Вижу, к делегации подходит белоруска Нина Федоровна Курицына, она живет в д. Василево Куликовского сельского поселения. Улыбки, объятия, радость, ведь приехавшие земляки все равно, что родственники. А чуть позднее Нина Федоровна с удовольствием позирует мне со своей подругой — армянкой.
Соня Арменатовна Крмоян — председатель областной организации «Женщины Армении». Ни одна другая диаспора не имеет у нас аналогичного подразделения, и понятно почему: в Ивановской области проживают около пятнадцати тысяч армян, потому что именно наша область более всего пришла на помощь, когда в 1988 году в Армении случилась страшная беда. Тогда в результате катастрофического землетрясения погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а более полумиллиона лишились крова.
Дружба и взаимопомощь народов — самая лучшая дипломатия, залог обоюдного развития и процветания, покоя и стабильности в обществе.
В художественных промыслах — душа народа
Все время было многолюдно у торговых точек, где продавали художественные изделия. Не промышленные и поточные, а штучные, рукотворный продукт.
Пестовская глиняная игрушка из Палехского района — это так называемое наивное искусство. Такие игрушки, конечно, не редкость, в России их делают с незапамятных времен везде, где есть мягкая глина. Но пестовская имеет свой стиль. Это не только свистульки, фигурки людей и животных, но и плоские картинки на бытовые темы. Глядя на них, нельзя не улыбнуться. Покупатели и улыбались, и охотно покупали, благо цена была вполне приемлемая.
Плетением из лозы и в нашем районе некоторые занимаются, но в Семеновском районе Нижегородской области это ремесло массовое, передается от поколения к поколению, благо природного материала вполне достаточно. Возможно, развитию этого ремесла способствовала и территориальная близость Вятской губернии, ведь именно там в 19 веке плетение из ивового прута было главным ремеслом вятских кустарей. Сырья у них было в изобилии, мастера плели ручные корзины и короба, было развито производство плетеных кузовов для саней, тарантасов и экипажей. На вятских базарах продавали кресла, стулья, санки, тележки для детей, корзины для белья.
На «Ивановском капустнике» было столько изделий из семеновской лозы, что глаза разбегались. А я при этом припомнила строки поэта Бориса Корнилова, самозабвенно любившего свой родной семеновский край: «Усталость тихая, вечерняя Зовет из гула голосов В Нижегородскую губернию И в синь Семеновских лесов…».
Из заграницы нашего региона, из Костромской области, на фестивале была в продаже еще одна редкая, по нашему времени, вещь: русская кукла. Многие женщины подходили к прилавку, с улыбкой гладили волосы игрушки, расправляли складки одежды — наверное, вспоминали свое детство, когда китайских (как бы помягче выразиться?) штамповок что ли еще не было. Дороговато, говорили, и вздыхая отходили. Да, дороговато, соглашался продавец, но посмотрите — какая работа. Действительно, хороший исходный материал, художественный вкус, качество — всё на высоте.
* * *
Эти заметки по поводу «Ивановского капустника» я писала не сразу. Несколько дней крутились в памяти мелодии концерта и вставали перед глазами лица и товары ярмарки. При этом думалось: замечательная получается традиция, но как ко многому она обязывает организаторов. Наряду с обкатанными составляющими надо каждый раз включать новые «изюминки», вновь нужно так построить сценарий, чтобы ни на одном этапе не было заминок. Однако, дело того стоит, так что поблагодарим устроителей и пожелаем новых успехов.
Галина ДЕМИДОВА