ТРК «Барс» не раз рассказывала о выбросах сажи и едкого запаха в поселке Михалево. Проверяющие органы выезжают, что-то фиксируют и даже накладывают штрафы, но так ничего…
ТРК «Барс» не раз рассказывала о выбросах сажи и едкого запаха в поселке Михалево. Проверяющие органы выезжают, что-то фиксируют и даже накладывают штрафы, но так ничего и не меняется. Кстати, так происходит не только в Михалево, но и рядом с некоторыми другими вредными производствами в нашей области. После скандала в Ростехнадозре, где за миллионные взятки можно было оформить на вредное производство любые разрешения, уже можно не удивляться. Но гендиректор ОАО «Ивановский техуглерод и резина» Пастухов (именно эту компанию обвиняют в загрязнении воздуха в Михалево) ответил нам, что за жалобами стоят некие конкуренты — именно они «…за вознаграждение инициируют жалобы жителей, ведут подрывную деятельность с помощью бывших недобросовестных сотрудников». Появились доказательства того, что завод стал закупать крайне опасную ядовитую фенольную смолу.
Сентябрь 2011. Поселок Михалево Ивановского района. Селяне жалуются, что трудно дышать. Кивают на местный сажевый завод. якобы, там сжигают что-то непонятное.
«В последнее время запах ужасный. Даже не поймешь, чем. Дым какой-то, раньше такого дыма не было. И даже понять, что это такое, я затрудняюсь. Что за сырье?»
Август 2014. Тот же поселок. Те же жалобы на химический запах и сажу в воздухе.
«Вот утром я вымыла подоконники, вечером опять мою. Вот даже реветь хочется».
День сегодняшний. Ничего не меняется. Обитатели поселка, когда-то построенного именно для работников завода по производству техуглерода, продолжают жаловаться и сомневаться в качестве очистных сооружений на предприятии.
«У них там знаете от чего зависит? Я там не работал — не знаю, но какие-то фильтры надо, фильтры менять».
По жалобам жителей на ОАО «Ивановский техуглерод и резина» проводили проверки службы природного надзора, технического, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура. В разные годы. Результаты тоже были разными. В числе выявленных ранее нарушений было и несоблюдение правил охраны атмосферного воздуха. Выдавались предписания, выписывались штрафы. В прошлом сентябре к административной ответственности предприятие привлекал Росприроднадзор — за опасный выброс сажи. Сейчас в самом разгаре проверка прокурорская. В октябре природоохранным силовикам поступило заявление о том, что сажевый завод стал использовать при производстве техуглерода опасное сырье — фенольную смолу.
Алексей Сутягин, помощник ивановского природоохранного прокурора:«Использование фенольной смолы в случае отсутствия ее в технических регламентах может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку данное вещество не учитывается в соответствующей проектной документации. В том числе — в проекте предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ».
Последствия использования фенольной смолы вне регламентов и соответствующих мер по экологической безопасности очень даже предсказуемы, считает бывший главный инженер предприятия Евгений Назарычев. Когда-то он сам отстаивал честь и достоинство завода, уверяя жителей Михалева и журналистов, что всё выходящее из труб очищено и неопасно. Текущую работу Ивановского техуглерода и резины комментировать уже не берется. Уволился несколько лет назад. Говорит, что ранее никогда не экономили на сырье.
Евгений Назарычев, бывший главный инженер ОАО «Ивановский техуглерод и резина»:«Если фенольную смолу использовать в качестве сырья и впрыскивать в реактор, будем так говорить, и получать техуглерод. Одной из составляющих веществ летучих веществ, которые уходят в трубу, является фенол и бензопирен. Фенол вообще — вещество второй группы опасности, а бензопирен — это чрезвычайно опасное вещество. Должно быть оборудование для улавливания вот этих фенолов и бензопирена, но это оборудование дорогостоящее».
Фенольная смола — остаточный продукт нефтехимической промышленности. Ивановский техуглерод закупал ее у «Казаньоргсинтез», руководство сажевого завода признает этот факт. Но отрицает, что смола используется в производстве. «Она закупается предприятием с целью последующей перепродажи,»- говорится в ответе на запрос нашей телекомпании.
Алексей Сутягин, помощник ивановского природоохранного прокурора:«Делать выводы относительно использования этой фенольной смолы пока еще рано. В случае, если предприятием используется сырье, которое не предусмотрено в их технических регламентах и, соответственно, осуществляется выброс вредных веществ, загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то за это предусматривается административная ответственность как за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, так, в данном случае, возможно, и нарушение законодательства о промышленной безопасности».
К проверке природохранная прокуратура готова, при необходимости, привлечь и другие надзорные органы. Между тем на самом сажевом заводе очередную волну жалоб объясняют недобросовестной конкуренцией. Говорят, об уникальности химпроизводства. Цитата: «Мы одно из двух предприятий, производящих малоактивный техуглерод на всем постсоветском пространстве. Именно наш прямой конкурент является инициатором всех проверок и жалоб». По результатам одной из последних проверок, в июне, проведенных Роспотребнадзором, в воздухе на территории Михалева обнаружили превышение диоксида серы. В отношении предприятия проводилось административное расследование.
Владимир Воздвиженский, главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора:«По результатам санитарно-эпидемиологичской экспертизы было установлено, что при проведении замеров в данный день предприятие ОАО «Техуглерод и резина» не были источником загрязнения атмосферного воздуха».
Селяне из Михалева говорят, что сажевые выбросы и приезды специалистов с оборудованием редко совпадают по дням. Очищать подоконники от черноты приходится по выходным. Исследования проводятся в будни. Людмила Рогачева сама работала на заводе, сейчас — на пенсии. Признает: и раньше случалось покрывать округу сажевым мраком, но теперь такое происходит чаще.
«Я слышала, там фильтры надо менять. А менять не хотят. Якобы, выгоднее платить штрафы, чем фильтры менять — они очень дорогие. Раньше, когда был старый директор, не было такого. У нас, не дай Бог, на поселок пойдет сажа, так нас лишали всю смену — вплоть до мастеров. А сейчас… Вообще невозможно открыть окно. Невозможно. Как только ветер — сюда сплошная сажа в окна».
Версия о выгодных штрафах недоказуема, но вполне логична. Максимальный штраф за нарушение правил охраны окружающего воздуха — 250 тысяч рублей. В крайнем случае — приостановка работы до 3-х месяцев. Эта же статья административного кодекса будет применена и в случае использования на производстве нестандартного сырья, той же фенольной смолы.
Татьяна Прокопенко, Антон Осипов, Денис Железов. Программа «Губерния. Итоги» ТРК «Барс»