Домой Газета Не просто биология, а мир открытий

Не просто биология, а мир открытий

В минувшем сентябре в Богданихской средней школе открыли центр «Точка роста». Таким образом, у ее учеников появилась возможность исследовать и изучать окружающий мир, проводить опыты, работать над проектами, конструировать.

Ученики Богданихской школы часто бывают на различных конференциях.

Конечно, кабинеты «Точки роста» теперь никогда не пустуют. Заглянув, например, в естественнонаучную лабораторию, можно увидеть, как ребята что-то рассматривают под микроскопом, делают растворы, выбирают вещества. За неполный учебный год ученики под руководством учителя биологии, руководителя центра «Точка роста» Алии Вакильевны Машиной сумели сделать духи, вычислить нечестных производителей йогуртов, сделать выводы о том, почему фонк вызывает агрессию и что происходит с «газировкой», когда ее пьет человек. Но обо всем подробнее.

Кто лукавит?

После открытия центра «Точка роста» многие ученики Богданихской средней школы с увлечением взялись в нем за работу над проектами. Начали с самого простого. Так, ученица пятого класса Софья Волкова под руководством Алии Вакильевны посвятила свое исследование йогуртам. Она определяла наличие крахмала в этих кисломолочных продуктах. К слову, вещество нельзя назвать полезным для здоровья.

Но сначала девочка спросила своих ровесников в школе о том, какие йогурты им нравятся. По итогам было выявлено несколько популярных марок. Кисломолочные продукты закупили и провели исследование.

— Согласно опросу, дети в большинстве случаев предпочитают «Чудо-йогурт». В составе указан крахмал. Исследование подтвердило, что и в самом продукте он есть. А вот производитель йогурта «Коломенский» слукавил. На этикетке не упоминается крахмал, а в продукте он есть. Были сделаны выводы и о других йогуртах. Например, в «Даниссимо» и в «Теос», судя по этикетке, крахмала быть не должно. Мы провели исследование. Производитель оказался честен. Сделав общие выводы, мы представили работу на региональной конференции «Молодежь изучает окружающий мир», которая прошла в центре «Солярис», — рассказала Алия Машина.

Духи из герани

Еще одно исследование учащихся было посвящено герани. Многие из ребят видели это растение у своих бабушек, но дети и представить не могли, какими полезными свойствами оно обладает и почему эфирное масло, которое выделяет герань, можно назвать целебным.

Исследование провела шестиклассница Вероника Корнева, которая позже представила свою работу на областных юношеских чтениях им. Д.Г. Бурылина. Под руководством педагога в лаборатории «Точки роста» были сделаны срезы растения. С помощью микроскопа ученица обнаружила волоски, на кончиках которых оказались пузырьки с эфирным маслом. Если лист задеть, пузырьки лопаются и распространяется специфический запах.

— Оказалось, что эфирное масло обладает бактерицидными свойствами. Даже если его нюхать, эффект все равно будет, например при ОРВИ, для профилактики заболеваний. А еще эфирное масло обладает успокоительными свойствами. Но на него у человека может быть аллергия. Это тоже важно учитывать. Также в рамках исследования мы с ученицей сделали препарат листа герани, затем выделили духи методом настаивания, которые презентовали в «Солярисе». Кроме того, провели опыт с яблоком и апельсином. Их разрезали пополам, разложили по банкам. К части фруктов положили листья герани. В банках, где было растение, на три дня позже начали портиться фрукты, что еще раз подтверждает бактерицидные свойства листьев, — добавила Алия Машина.

Герань изучали и девятиклассники Кирилл Крылов, Арина Панова и Виктория Леконцева. Свою работу они представили на межрегиональном хакатоне «Green Science». За победу приехали бороться школьники из Ульяновской, Липецкой, Сахалинской, Псковской областей и других регионов. Они представили свои исследования. Команда Богданихской средней школы заняла третье место.

— Вместе с ребятами мы подготовили временные препараты сенной палочки (бактерия), к которым добавляли эфирное масло герани в следовых количествах (на кончике иглы). После чего заметили ярко выраженные бактерицидные свойства эфирного масла герани. Сенная палочка под влиянием растения растворилась. Также мы исследовали популярный препарат от насморка «Виброцил», одним из компонентов которого является эфирное масло лаванды. Лекарство воздействовало на сенную палочку так же, как и герань. А вот капли «Дыши», созданные на основе композиции эфирных масел, как оказалось, не обладают такими ярко выраженными антибактериальными свойствами, — отметил педагог.

Окраска для желудка

Сразу несколько работ представили ученики Богданихской средней школы на всероссийский конкурс «Большие вызовы». Три исследования из четырех прошли в финал.

Одна из работ была посвящена определению наличия красителя в некоторых газированных напитках. Исследование провела девятиклассница Мария Яровицина.

Предметом ее изучения стали российские аналоги зарубежных напитков – «Колы», «Спрайта», «Фанты», а также минеральная вода «Ессентуки». В них девушка с педагогом поместили скорлупу яиц. Результат оценивали в течение месяца. Также в напитки ученица помещала влажные салфетки и бумагу для принтера. А еще в качестве эксперимента взяли мясо куры.

— Мы создали среду в пробирке, как в желудке, с помощью соляной кислоты. Как результат – мясо окрасилось от оранжевого и темного напитка. От «Спрайта» заметных изменений мы практически не увидели. «Ессентуки» показали наилучший результат. Выводы были такими: при употреблении ярких напитков окрашиваются не только зубы, но стенки нашего желудка. Помимо этого, мы обратились к врачу-стоматологу, который рассказал нам о том, что лучше всего пить минеральную воду. Доктор пояснил, что не столько краситель влияет на зубы, а сколько сахара. Они попадают в места на зубах, где есть повреждения эмали. В итоге развивается кариес, — подчеркнула Алия Машина.

Объектом изучения ученицы десятого класса Вероники Медниковой являлись ее ровесники и ребята на год младше. Темой исследования стала физическая работоспособность школьников. Для этого применялся метод гарвардского степ-теста.

С помощью оборудования Вероника с педагогом измеряла пульс ребят в покое, после чего детям за определенные промежутки времени нужно было вставать на скамейку разной высоты. Затем ученица вновь измеряла частоту сердечных сокращений с помощью оборудования в «Точке роста». Был сделан и вывод: ученики девятого и десятого класса имеют хорошую работоспособность, что положительно сказывается на успеваемости. Это соответствует действительно. Нет ребят, которые будут отчислены или оставлены на второй год, говорит Алия Вакильевна.

От классики до фонка

К интересным выводам пришла и ученица десятого класса Татьяна Муравьева. Она изучала влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы. Но сначала девушка выяснила, что слушают современные подростки.

— Ученица исследовала затылочную, височную и лобную доли. Она включала ребятам различную музыку на 30 секунд и далее записывала результат. Отмечу, что когда школьники слушали «классику», лучи ЭЭГ были прямые и без изменений. Это говорит о том, что композиция успокаивала детей. Поп-музыка действовала положительно, вызывала чувство радости. Ритмы оказались с «гребешками», отсутствовали прямые линии, но и резких линий тоже не было. При прослушивании фонка была другая реакция. Наблюдались резкие линии. Таким образом, был сделан вывод, что фонк вызывает у людей агрессию, измененное состояние, возбуждает нервную систему. Мы этим исследованием подтвердили выводы ряда ученых, в том числе врачей, — пояснила Алия Машина.

А ученица школы Виктория Савельева работала над исследованием, касающимся определения качества универсальных почвенных грунтов. Для этого она использовала рассаду.

Есть и еще несколько достижений у учеников Богданихской школы. Так, на региональном форуме «Человек и животные» Виктория Леконцева презентовала работу о птицах. Она ответила на вопрос о том, почему у них разные формы клюва и лапок. Вторая работа Надежды Бойцовой была посвящена уходу за аквариумной рыбкой гуппи. Обе ученицы стали лауреатами форума.

Педагог тоже учится

Сама Алия Машина учится в течение всей жизни. По первому образованию она учитель начальных классов, позднее педагог поступила на биофак в ИвГУ, окончила бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. Работала в кохомской школе, затем в ивановском методическом центре. В ее планах – защитить кандидатскую диссертацию.

Также некоторое время назад Алия Машина побывала в центре «Солярис» на практикуме, в рамках которого работала с мощными электронными микроскопами. Сейчас она проходит курсы по углубленному изучению биологии.

В Богданихской средней школе педагог работает всего год. За это время она организовала экологический кружок «ЭкоМы» и офлайн-площадку Международного экологического диктанта.

Со своими  учениками Алия Вакильевна посетила множество мероприятий. Так, в химуниверситете она вместе с шестиклассницей Вероникой Корневой вошла в число победителей по итогам работы в лабораторной. В медуниверситете учитель побывала на лекциях. Рядом были и ее ученики.

— Несколько ребят из разных классов мечтают связать свою жизнь с медициной, наукой, поэтому все наши поездки им интересны. Я мотивирую детей, чтобы они сами активно участвовали в конференциях и слушали выступления других школьников. Но бывают ребята на подобных мероприятиях не только потому, что так нужно. Дети сами хотят изучать что-то новое. Несколько ребят каждый день готовы сидеть после уроков в «Точке роста», кто-то приходит по субботам, лишь бы были новые открытия. Мне приятно потом получать от них теплые сообщения. Ребята благодарят за то, что я вдохновляю их и прививаю интерес к живой природе, — добавляет педагог.

Конечно, ученики под ее руководством не остановятся на достигнутом.  Над проектами они продолжат работать даже в каникулы. А сколько еще интересного впереди!

Алена КОРОЛЕВА