Домой Газета Южская «кругосветка», или покатушки с Павловной

Южская «кругосветка», или покатушки с Павловной

Сегодня очень популярен такой вид путешествия как тур выходного дня. Жители Иванова посещают известные туристические достопримечательности соседних областей – Владимирской, Ярославской, Костромской и за один день успевают получить новые знания и впечатления и отдохнуть эмоционально от рутины будней. А вот сама Ивановская земля и её «потаённые» места остаются неизвестны жителям области.

Храм Преображения Господня арх. Н.К. Рейм фото 1907 г.

Здорово, что находятся энтузиасты, которые не один год самоорганизуются и совершают выезды в интересные, связанные с историей России, но малопосещаемые уголки нашего края.

Село Преображенское

Группа экскурсантов возраста от шестнадцати до семидесяти лет – преподаватели вузов и школ, библиотекарь, строитель, студенты и др. (и, как всегда, пенсионеры) еще в утренних сумерках выехали из Иванова на Шуйскую трассу. Выпавший накануне первый снег несколько изменил запланированный маршрут, и вместо Хотимля с его храмами, дорога к которому стала рискованной, мы отправились с село Преображенское, которое находится в 12,7 км к северо-западу от г.Южи (14 км по автодорогам).

В 15 веке на территории нынешнего Южского района находился небольшой удел князей Ряполовских в Стародубском княжестве (центр их удела – село Ряполово). Кроме с.Ряполово, в удел входили земли, на которых расположены нынешние г. Южа, села Холуй, Мордовское, Мугреево-Никольское и Лукино с деревнями, а также село Преображенское.   Ряполовские – ветвь князей Стародубских. Родоначальник Ряполовских – Иван Андреевич Наговица, сын Андрея Федоровича Стародубского. Андрей Стародубский в 1380 году командовал полком правой руки в Куликовской битве в войске под началом Дмитрия Донского. Вместе с князем Андреем на Куликовом поле сражались и его сыновья, в том числе Василий Пожарский — родоначальник славных князей Пожарских, Иван Ряполовский и Давыд Палецкий.

До середины 19-го века на месте нынешнего села Преображенское была деревня Тимофеевка, относившаяся к приходу Троицкого храма слободы Холуй. С середины XIX века здесь располагалась усадьба, принадлежавшая дворянам Кашинцевым, затем как приданое Марии Евлампиевны Кашинцевой имение перешло к её мужу — помещику Ивану Александровичу Протасьеву. Он был владельцем южской бумагопрядильной фабрики. Именно при нем усадьба с обширным парком, липовыми аллеями и каскадом прудов расцвела и похорошела. В 1854-1860 годах на средства фабриканта И.А. Протасьева по проекту архитектора Н.К. Рейма (он же строил и фабрику в Юже) была построена каменная церковь в честь Преображения Господня, после чего деревня Тимофеевка стала называться селом Преображенским. В приход этого храма тогда входили близлежащие населённые пункты: село Преображенское, деревни Протасьевка, Нагорново, Марьинка и Травино. Преображенский храм, который вызывает восхищение необычной малиновой расцветкой и изящным декором, сохранился до наших дней.

После разорения И.А. Протасьева имение было продано пучежскому фабриканту И.И. Сенькову, а в 1870 году перешло к  купцу из с.Дунилова А.Я. Балину, который еще в 1865 г. купил у Протасьева фабрику в Юже.

Асигкрит Яковлевич Балин (1816-1885), как и многие купцы Шуйского уезда, был старообрядцем, человеком очень трудолюбивым и волевым. От двух браков (его первая жена умерла молодой от чахотки) у него было 13 детей. Через браки сыновей и дочерей А.Я.Балин был в родстве со многими известными купеческими фамилиями края: Коноваловыми, Куваевыми, Ямановскими. Сыновья Асигкрита Балина на рубеже 19-20-х веков произвёли коренную перестройку усадьбы и расширили парк, сохранив лишь общую планировочную схему и въездные обелиски. Большинство построек было возведено заново, при этом главный дом и западный флигель поменяли местами. А восточный надстроили, соединив все постройки галереями. Мало что сохранились до наших дней: церковь Преображения Господня, обелиски, ряд кирпичных и деревянных хозяйственных построек и фрагменты парка с прудами. Это был уникальный для Ивановской области крупный усадебный ансамбль, в котором оригинально сочетались типичная для классицизма планировочная схема с характерным для конца 19-нач.20 века неоготическим стилем большинства построек. Композиционным ядром усадьбы являлся двухэтажный деревянный главный дом с башенками, стилизованный под готику.

Фасад главного дома в неоготическом стиле (не сохранился)
https://dzen.ru/a/Zbo2gQXnNXfXBlsd

Первоначально дом и флигели соединялись деревянными закруглёнными галереями, образуя открытый в сторону дороги обширный парадный двор с фонтаном в центре. После реконструкции дом (его первый этаж частично был выполнен из кирпича) занял необычное положение – не в центре, а сбоку, что внесло в прежнюю уравновешенную композицию ассиметрию и живописность. Этому способствовала и заменившая прежний курдонер (почётный двор) новая подъездная аллея, ведущая от дороги прямо к боковому фасаду дома. Напротив парадного двора, через дорогу, по традиции располагался конный двор в форме полукаре (сгорел в 1940-е годы), а позади дома и восточного флигеля (также неоготического) были построены хозяйственные и служебные здания: два каменных за домом, два деревянных – за флигелем. Рядом с одним из каменных корпусов на дороге до сих пор сохранились обелиски, отмечающие первоначальный въезд в усадьбу.

 

 

Въездные обелиски усадьбы Балина уже с советской символикой ( В 60-70-х годах XX века село Преображенское было центральной усадьбой совхоза «Луговое») и развалины  каменных построек усадьбы Асигкрита  Балина. Фото 2024 года

Стоящий среди деревьев близ дороги Преображенский храм, к которому ведёт проложенная наискось липовая аллея, закреплял восточную границу усадьбы. К югу от дома и флигелей протирался обширный парк из различных пород деревьев (преимущественно липы, клёна и елей). На главной оси усадьбы располагалась прорезанная просекой регулярная часть парка. Вблизи от дома был устроен круглый пруд, рядом с ним поставлены оранжереи, к западу от пруда стояла кузница (не сохранилась). Остальные пруды различной формы находятся в пейзажном парке; три из них образуют здесь, в северной стороне, каскадную систему с одним сильно вытянутым водоёмом, параллельным сельской улице. https://pastvu.com/p/1040684

Деревянные строения в стиле французских замков эпохи Ренессанса сгорели в конце ХХ в. Руины каменных хозяйственных построек, обелиски, островки парковых аллей и заросшие тиной пруды — это всё, что осталось от усадьбы.

Заброшенный пруд бывшей усадьбы Балиных

Южа — «город-сад» и купцы Балины.

Во 2-й половине 19 в. когда село ЮЖА принадлежало помещикам Протасьевым, их тщанием на берегу рукотворного озера Вазаль начато строительство бумагопрядильной фабрики и в 1860 г. был пущен в строй первый трехэтажный корпус. Однако через год из-за кризиса с американским хлопком фабрика была выставлена на продажу и в 1865 г. была приобретена купцом первой гильдии Асигкритом Яковлевичем Балиным. При нем производство быстро расширяется. Если при покупке фабрика имела 13776 прядильных веретен, то через двадцать лет, в 1885 г.-  уже 50136 прядильных веретен и 120 ткацких станков, т.е. из бумагопрядильной она превратилась в прядильно-ткацкую. В те же годы были построены многоэтажные краснокирпичные корпуса (прядильный и ткацкий), протяженные сооружения складов.

Промышленный комплекс прядильно-ткацкой фабрики «Товарищества Южской мануфактуры А.Я. Балина» стал новым ядром поселения. Вокруг него в конце 19 – начале 20 в. на средства фабрикантов Балиных был построен своеобразный рабочий поселок, который являет собой один из впечатляющих примеров реализации в дореволюционной России очень популярной на грани веков градостроительной идеи «города-сада». Были построены 6 крупных краснокирпичных зданий казарм для рабочих, 16 деревянных домов-общежитий, комплекс деревянных домов для служащих фабрики, больничный комплекс, богадельня, школы для мальчиков и для девочек, здание училища и гимназии, народный дом, две рабочие слободки, образованные домами на 1-3 квартиры с небольшими земельными участками под сады и огороды. Кроме того, на территории поселка был разбит большой парк, высажены массивы хвойного леса. Таким образом, к 1910 г. в Юже сформировался редкий по композиционной целостности градостроительный комплекс, соединивший в себе промышленную, жилую и усадебные зоны. Южа превратилась в крупный промышленный центр с населением 15 тысяч человек. Из них 7800 человек работали в цехах «Товарищества Южской мануфактуры А.Я. Балина. https://dzen.ru/a/Ye6R0IJ_FC33RDnD

Вызывает уважение  широта благотворительности и заботы о своих сотрудниках и рабочих со стороны фабрикантов Балиных – сыновьях А.Я.Балина, о чем подробно рассказано в книге ивановского краеведа А.М.Тихомирова «10 великих меценатов Ивановской земли».

Холуй.

Село Холуй в рекомендациях не нуждается. Основанный в середине 16 века, Холуй был не только богатым селом с ярмарками и базарами, но и центром иконописи. Сегодня Холуй, так же как и Палех, Федоскино и Мстера, один из четырех российских центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Здесь кипит жизнь: активно возрождаются народные промыслы и сохраняются традиции лаковой миниатюры — сейчас в Холуе живет более 300 художников. Познакомиться с образцами их работ можно в Музее холуйского искусства, открытом в 1959 году. Собрание ГМХИ включает в себя более 5 тысяч единиц хранения. Среди них иконы, живопись, графика, образцы декоративно-прикладного искусства.  Музей принимает посетителей с 10-00. Экскурсионная программа рассчитана примерно на 1 час. Стоимость входного билета 100 руб. с человека (для пенсионеров — 80 руб.). Экскурсионное обслуживание — 600 руб. с группы.

Иконопись Холуя, также как Палеха и Мстёры, искусствоведы относят к древнерусской живописи

Название села, по одной из версий, происходит от рыболовной снасти – холуя или холуйника, плетеной сети. Ею перекрывали наискосок часть реки Тезы, по обеим берегам которой и раскинулось село. В нем живет 880 жителей. Четверть расписывает шкатулки и сувениры, работая не покладая рук в цехах Холуйской художественной фабрики лаковой миниатюры, где картон, глина и камни постепенно превращаются в произведения искусства. В селе два больших производства – картонное скупили москвичи и дают работу трем десяткам людей, шкатулочный заводик приобрели питерцы. Есть мастерская художественной вышивки и строчки. По словам местной жительницы, с которой мы разговорились на нарядной набережной у строящейся дороги от нового бетонного моста до магазинов у старого, деревянного, закрытого для проезда, работа в поселении есть, люди без дела не сидят.

На набережной Тезы в Холуе

Мы прогулялись по набережной имени князя Пожарского, вдохновлявшей не одно поколение знаменитых художников. Здесь же на берегу Тезы побывали в храмовом комплексе (год постройки — между 1748 и 1775): церкви Троицы Живоначальной, нарядные зеленые главки которой с золотыми звездами видно издалека, и церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Обе действующие. Троицкий храм – статный, радующий глаз благородными пропорциями, устремленный ввысь, обращает на себя внимание с любой точки обозрения, доминирует в окружающем пейзаже.

Храм Троицы Живоначальной

Николо-Борковская пУстынь.

Близ села Хóлуй Южского района находится старинный монастырский комплекс — обетная обитель — Борковская Николаевская пустынь. В начале XVII века, в «Смутное время», жители Холуя принимали активное участие в освободительной борьбе с иноземцами и изменниками Родины. В 1612 году холуйский отряд под командованием Илейки Деньгина присоединился к народному ополчению, шедшему на освобождение Москвы от интервентов. Холуй, принадлежащий Дмитрию Пожарскому, стал одним из пунктов сбора всенародной дружины. По преданию, в память об этом событии Дмитрий Михайлович завещал построить на месте сбора войск монастырь. Повеление было исполнено его сыном Иваном Дмитриевичем в 1650 году, построившим деревянную Борковскую пустынь. В XVIII веке вместо сгоревшего деревянного храма строятся каменные. Деньги на строительство выделил уроженец Холуя епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий. При его помощи построены и украшены не только храмы Борковской пустыни, но и Троицкая церковь в Холуе.

В пустыни сохранились с небольшими перестройками Казанская церковь (1765), Троицкий собор (1774), жилые и хозяйственные постройки (XVII — XIX веков). В конце XIX — начале XX века в Борковской пустыни находился мужской монастырь.

После октябрьской революции 1917г. Николо-Борковский монастырь был закрыт.  Здания и строения монастыря сохранились от разрушения только потому, что на территории монастыря был организован в 1942 году детский дом. С марта по октябрь 1942 года сюда поступило 69 детей из блокадного Ленинграда и 38 детей из Южского района. Вместе с ленинградскими детьми прибыла и часть родителей, которые работали в детдоме. Возраст детей был от 4-х до 14-ти лет. Начиная с конца 1943 года и по 1946 год дети, у которых остались в живых родители, стали возвращаться в родные места.

В октябре 1977 года Холуйский детский дом получил статус специального (коррекционного) для детей с отклонениями в развитии. В Ивановской области таких учреждений не было. Большую помощь оказал Московский педагогический институт, где прошли обучение по специальности учитель-дефектолог многие сотрудники. В 1990 году открылись классы начального обучения и дети стали воспитываться до 12-летнего возраста, что позволило им легче адаптироваться по месту нового пребывания. https://pastvu.com/p/1040456

За 63 года своего существования из детского дома было выпущено более 900 воспитанников. В 2014 году детский дом был расформирован. А в 2015 году сохранившиеся строения монастыря были переданы Русской Православной Церкви и в ней вновь возобновились церковные службы. Обитель изменила свой статус, превратившись из мужской в женскую.

Сегодня здесь 4 насельницы под руководством матушки Нины пытаются восстановить старинные храмы. На подворье монастыря есть теплицы, пасека, небольшой скотный двор с козами и коровами. В октябре 2024 года подвели газ, потому в Братском корпусе и др.жилых строениях стало тепло и исчезла необходимость заготовки дров для печей.

В музее, организованном при Братском корпусе, можно увидеть старинные экспонаты, некоторые из которых были найдены недалеко от монастыря. Все экспонаты в музее уникальны и рассказывают об истории былых времен.

Храм в пУстыни.
Массивное крыльцо Казанской церкви
Памятный камень об основании монастыря

Аура пустыни удивительная! Или это так ощущалось благодаря матушке Нине, которая любезно открыла нам пустующий гулкий Троицкий храм и провела экскурсию по пустоши?

В обратный путь мы отправились опять в сумерках, но переполненные впечатлениями.

Елена Березовская
Фото автора