В начале октября в кохомском Дворце культуры открылась выставка «Птицы добра». Она посвящена мамам, которые воспитывают особенных детей.
Автор всех работ, представленных на выставке, — Ольга Волчкова. Девушка не понаслышке знает, что значит заботиться о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, как тяжело приходится «особенным» мамам и как не опустить руки даже в самой сложной ситуации.
Жизнь до и после
Ольга родилась и выросла в Иванове. Она училась в гимназии №44, с детства любила творчество. В школе, например, Ольга часто оформляла стенгазеты. А еще она принимала участие в различных мероприятиях. Так, Ольга заняла первое место в городском конкурсе компьютерных проектов среди учащихся образовательных учреждений в номинации «Графические программы». Ученица подготовила для школьной театральной студии афишу в электронном виде. Ее и отправили на конкурс.
Также Ольга стала призером в городском конкурсе открыток. Она сделала работу через графические программы.
После окончания школы Ольга поступила на экономическую специальность в РЭУ имени Г.В. Плеханова. Она училась на заочном отделении. Затем девушка начала работать по специальности.
Обрела она и свою семью. Сразу после окончания университета, в 2024-м, Ольга вышла замуж. В 2015 году она переехала в Кохму, а в 2016-м у девушки родился сын Вова. С появлением мальчика на свет жизнь молодой мамочки разделилась на до и после.
Боролась за жизнь ребенка
Ребенок родился и сразу же попал в реанимацию. Он был в крайне тяжелом состоянии. В реанимации мальчику поставили страшный диагноз — гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. А дальше было непрекращающееся стационарное лечение в областной больнице, во время которого Вова перенес свыше десяти пневмоний.
— На протяжении двух лет врачи-пульмонологи «вытаскивали» сына из тяжелых состояний, вызванных пневмонией. За это им низкий поклон! Хочу поблагодарить заведующую отделением пульмонологии Татьяну Леонидовну Смирнову и замечательного врача Екатерину Михайловну Паранину! А сама я в течение этого непростого времени никогда не сдавалась и каждый раз брала себя в руки. В какой-то момент я осталась одна. Супруг не выдержал испытаний, которые приготовила нам судьба. Но плакать, переживать из-за того, что происходит в моей жизни, не было смысла, потому что ребенок все чувствует. Сыну требовалась моя поддержка, а не мои слезы. Каждый день вместе с врачами я боролась за жизнь своего ребенка, — говорит Ольга.
Череда болезней беспокоила и лечащих врачей маленького Вовы. Пульмонологи посоветовали Ольге лечить ребенка в домашних условиях, чтобы пневмонии прекратились. Молодая мама так и сделала. Под контролем докторов иммунитет ребенка постепенно окреп. Но из-за своего основного заболевания — поражения центральной нервной системы — Вова не мог ходить, сидеть, говорить. Он произносил лишь некоторые звуки.
Когда ребенку было два с половиной года, Ольга поехала с ним на консультацию в одну из клиник к неврологу Елене Александровне Гоголевой, которая ранее была заведующей детским неврологическим отделением в ОДКБ. В учреждении мама с сыном увидели на стенах огромный нарисованный подводный мир.
— Вову до этого дня мало что интересовало. Но когда сын увидел объемные картинки, он проявил искренние эмоции. Тогда я и поняла, как заинтересовать Вову. Дома я нарисовала на ватмане огромных жителей подводного мира — дельфинов, осьминога и других животных. Далее — развесила их по квартире. Каждый раз, когда мы перемещались с ребенком по комнатам (Вова всегда был у меня на руках), я обращала его внимание на героев моих работ. Потом я стала рисовать персонажей мультфильмов. Также в тот момент я начала читать ребенку книги. Но, казалось, он совсем меня не понимал. В итоге возникла идея рисовать большие цифры и буквы, чтобы обучать сына. Постепенно Вова начал смотреть мультфильмы, запомнил цифры, но самое главное — у него стала проявляться речь. Сыну тогда было шесть лет, — рассказывает Ольга.
Семейное творчество
В прошлом году, когда Вове исполнилось семь лет, его мама оформила паллиатив. Юный пациент стал получать паллиативную помощь выездной бригады на дому.
— Но я знаю, насколько тяжело приходится и тем, кто лежит в стационаре областной больницы. Тогда возникла идея подарить паллиативному отделению 18 своих рисунков. Хотелось, чтобы жизнь детей и родителей, которые находятся в больнице, была чуть ярче. Был и повод — Всемирный день паллиативной и хосписной помощи, — отмечает Ольга.
С сыном она продолжала получать помощь на дому. За год детская выездная бригада под руководством Артема Владимировича Горькова не раз была у семьи Волчковых.
— После зимней тяжелой болезни сына мне пришла идея нарисовать коллекцию картин «Птицы добра». Мой сын стал главным вдохновителем, как и врачи с большой буквы, которые нам помогали. К сентябрю этого года большая часть работ оказалась готова. Картины были выполнены акрилом на ДВП. В этот же момент поздравить Вову как ученика коррекционной школы с началом учебного года пришли кохомские депутаты Денис Тупицын и Сергей Русинов. Тогда я рассказала гостям о своих картинах. Впоследствии Денис Алексеевич помог организовать выставку и перевезти мои работы во Дворец культуры, где они до сих пор и находятся, — подчеркнула Ольга.
Далее «особенная» мама начала готовиться к мероприятию. Своими руками девушка сделала даже рамки для картин.
Ольга говорит, что рисование помогало ей отдыхать, снимать душевное напряжение. А сюжет рождался сам. Часто мама рисовала при ребенке. Вова смотрел, что она делает, и разукрашивал свои картинки. Получалось семейное творчество.
Души особенных людей
На выставке можно увидеть 15 картин Ольги. Главные их персонажи — птицы.
Условно Ольга разделила свои работы на три группы. Первая посвящена родителям и их особенным детям. Так, на одной из картин изображена орлица, которая оберегает детеныша. И в жизни есть такие же ситуации, когда мамочки 24 часа в сутки находятся со своими детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На других картинах мы можем видеть изображения двух взрослых птиц. Одна из них символизирует того, кто ухаживает за «особенным» человеком. Вторая птица — и есть человек с ограниченными возможностями здоровья. Только он взрослый.
Третья группа работ посвящена одиночным птицам. Например, на одной из картин изображен павлин. Ольга говорит, что птица символизирует «особенного» человека, который сам может о себе позаботиться, но иногда ему все же требуется помощь.
На презентации выставки Ольга подробно рассказывала о своих работах, но выделила две из них.
— Я обратила внимание гостей на картину, где был изображен голубь. Он символизирует душу «особенного» человека. На второй картине изображены два белых голубя, держащие планету. Это мужская и женская души, которые родительской заботой окружили своего ребенка, являющегося для них целым миром, — отметила Ольга.
На открытии выставки «Птицы добра» присутствовали глава Кохмы Максим Комиссаров, депутаты, представители фонда «Своих не бросаем», врачи паллиативной медицины, мамы, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в числе которых были Мария Татарникова и Алина Лукьянова. Алина написала проникновенные стихи, передающие весь спектр эмоций автора творческих работ, и прочитала их вслух…
Выставка продлится до 27 ноября. Все желающие могут посетить ее во Дворце культуры городского округа Кохма.
Новые достижения
Ольга Волчкова говорит, что планирует и дальше продолжать рисовать. Она мечтает, чтобы ее сын выучил времена года, месяцы и дни недели. Но для этого нужны картинки, чтобы ребенок понимал смысл.
Также Ольга поделилась еще одним достижением сына. Оказывается, Вова читает стихи наизусть, правда слова произносит первыми буквами.
— «У Лукоморья дуб зеленый» проговаривает целиком. Кроме того, Вова знает басни Крылова, различные потешки, стихи к 23 февраля и к 8 Марта. В том году мы выучили произведения Сергея Есенина «Белая береза» и «Пороша». Последнее, что удалось запомнить, — «Белый голубь — символ мира», состоящее из трех четверостиший. А учим мы с Вовой так. Я ему пишу строчки стиха, затем рассказываю его периодически сама — сначала полностью, а потом в середине останавливаюсь. Если я слышу, что Вова начинает мне отвечать первой буквой, с которой начинается следующая строчка, значит, контакт произошел, ребенок запоминает. Как итог наших занятий — сын некоторые слова уже произносит по слогам, — говорит Ольга.
А еще она вместе с сыном изучает слова при помощи нарисованной на ватмане большой клавиатуры. Мама произносит слово и параллельно показывает на буквы. Результат тоже есть. Мальчик начал сам «набирать» на бумажной клавиатуре слова…
Такими «особенными» методами Ольга Волчкова и обучает своего ребенка. Знакомство Вовы с миром происходит не спеша, а новые достижения мальчик делает благодаря безграничной маминой любви.
Алена КОРОЛЕВА