Этому городу тысячи лет, но слушая рассказы экскурсоводов, поражаешься, как актуальны сегодня истории из прошлого. Одновременно узнаешь, что хорошо знакомые нам слова и понятия в древности имели совсем другое значение.
У древних греков, к примеру, были обычаи, похожие на посвящение в пионеры и даже прием в ряды «Движения Первых». А вот «симпозиумы» в античности были совершенно не такими, как сейчас. Где же найти этот перекресток эпох? В Херсонесе Таврическом, куда мы отправимся, продолжая заметки о туризме в Крыме.
Сейчас это городище вновь оказалось в центре внимания. На днях рядом с ним торжественно открыли огромный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», готовый принимать ежедневно десятки тысяч туристов и включающий больше десятка самых разных объектов.
Пока они только начинают работать и действуют в основном в тестовом режиме, так что пройдемся по улочкам древнего города. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В путь с 200-рублевкой
Первой «остановкой» в «маршруте публикаций» «Нашего слова» о Крыме была древняя Евпатория. Теперь приглашаем вас в город-герой Севастополь, одной из жемчужин которого является как раз Херсонес.
Главные достопримечательности, кстати, можно увидеть задолго до самого путешествия: достаточно взять в руки новую зеленую купюру номиналом 200 рублей. Она посвящена Севастополю и создает впечатление о городе не хуже любого красочного путеводителя. На банкноту поместили самые узнаваемые виды города.
Доехать до города из Симферополя и других крупных городов Крыма помогут комфортабельные электрички. Уложиться, кстати, вполне можно в ту же сумму двухсот рублей. А уже в самом Севастополе до древнего городища реально добраться на автобусах: археологический комплекс находится в границах города. Ведет к Херсонесу, кстати, улица с символичным и сразу погружающим в атмосферу античного памятника названием – Древняя!
Античные «пакеты» и древние деликатесы
Войдем же в древнюю крепость. Начнем путь в прошлое у главных ворот, возведенных в третьем веке до нашей эры. Нас встречают два параллельных друг другу пилона. Здесь опускались деревянные решетки-катаракты. Внутри и снаружи они были оббиты металлическими элементами, а зубьями упирались прямо в землю.
«Катаракта — слово нам знакомое, — говорит гид Дмитрий Бражников. — Есть такая глазная болезнь, когда возникает преграда зрению. Собственно ворота также заграждают въезд в город. С древнегреческого катаракта переводится как решетка».
По пути следования гид показывает нам самые разные технологии укладки крепостных стен. Нередко в качестве наполнителя использовали и черепки: осколки огромных керамических сосудов пифосов, которые наполняли зерном, вином, маслом и рыбой. В древности, оказывается, такую тару часто использовали как «одноразовые пакеты». И так же, как в наши дни, давали «вторсырью» новую жизнь, отдавая «в переработку» строителям.
Древний город соседствует с гаванью. Первым греческим поселенцам она показалась очень удобной: вмещала большое число кораблей и была укрыта от ветра. Жизнь Херсонеса начиналась с портового района.
«Мы не знаем, как называли бухту древние жители. Свое современное название она получила во времена Российской империи. Тогда суда сорок дней стояли на карантине, поэтому бухту назвали Карантинной», — объяснил экскурсовод.
Город на берегу моря, конечно же, изобиловал рыбой. Ее добыча и переработка были важной статьей экономики. Об этом в нашей экскурсии лучше всяких слов «говорит» такой объект как «рыбозасолочная цистерна».
«В ней слоями укладывались рыба и соль. Все это закрывалось деревянными или тканевыми перекрытиями. В Херсонесе был популярен соус гарум, который делали следующим образом: брали крупный керамический сосуд, также слоями укладывали рыбу и соль, на дно клали специи, закрывали и оставляли все это ферментироваться под солнцем на два-три месяца.
Представляете, какой запах разносился в городе? С ним приходилось мириться. Гарум был очень дорогим. Соус шел к блюдам с овощами. А в Италии его и сейчас любят подавать к пасте. По цвету он похож на соевый соус. Плиний Старший говорил, что гарум полезен для пищеварения и что омолаживает кожу», — рассказал о древнем деликатесе наш гид.
Про хлеб и зрелища
Кормила херсеноситов и земля. Сельскохозяйственныя округа здесь называли хорой. Для хлебных лепешек растили пшеницу, ячмень и просо. Ну и куда же без винограда? Из него делали вино. Сначала переселенцы из Гераклеи Понтийской, что неподалеку от Боспора, везли в Херсонес хмельные напитки со своей родины. А затем поняли, что в местном климате любимые сорта могут вызревать не хуже, а вина получаются иногда тоньше и ароматнее.
Пифосы, в которых делались вина, археологи находили в крепости очень часто. Обнаружили и уникальный памятник прошлого – дом винодела с площадкой-давильней, оборудованной стоками для сусла, которое поступало по ним в подвал.
«Вымощенный внутренний дворик. Здесь была винодельня, тарабаны – давильные площадки. Сначала мяли виноград ногами, затем сок стекал в резервуары, облицованный черепицей, после использовали пресс», — пояснил гид.
В честь окончания сбора винограда и разлива молодого вина греки справляли Малые Дионисии. А большой праздник посвящали искусствам: показывали трагедии и комедии, устраивали шествия, состязания поэтов. Завершалось все это действо богатым пиршеством.
Вот тут наш проводник в мир истории Херсонеса подошел и к тому самому понятию симпозиума. Правда речь шла уже не о винодельне, а самой усадьбе:
«В мужской части дома проводили празднества. Назывались они симпозиумы. Мы знаем современные симпозиумы: это место, где ученые представляют свои работы, о чем-то спорят. А вот античные симпозиумы — это совершено иное. Градусов на 180! Это такие мужские посиделки — с яствами и вином.
Без вина вообще не обходилось тогда ни одно мероприятие, включая… суд присяжных. Мужчины обсуждали на симпозиумах быт, философию и политику. Человека, который политику не обсуждал, называли «идиотос», что означало «частное лицо».
В Херсонесе, конечно, был свой театр. Его построили в период расцвета города. На склоне холма сейчас можно увидеть выстроенные для зрителей места.
«Называются они — театрон. Сделаны из известняка. У подножия — почетные места для жителей города или жрецов. Тут использовали мрамор. Была такая роскошь, как резные ножки. Перед театроном, там, где находится современная сцена, располагались «орхестра», хор и музыканта. Сами артисты выступали на каменном помосте. Поддерживали его колонны. Было и особое здание – схена, где находились инвентарь, одежда и высокие маски, чтобы всем было видно», — объяснил Дмитрий Бражников.
Среди актеров только мужчины. Главные зрители – тоже. Женщинам разрешали смотреть только трагедии. Их же показывали осужденным. Считалось, что трагедии — это такая школа жизни. А значат, чему-то важному такие спектакли научат и оступившегося человека.
Намоленное место
«В римский период орхестра расширяется за счет нижних рядов театрона. Постепенно спектакли заменяют гладиаторскими боями. Устраивают травлю экзотических животных: львов и тигров, например. С приходом христианства в четвертом веке нашей эры, театр вовсе приходит в запустение: превращается в груду строительного мусора», — говорит экскурсовод и показывает следующий на маршруте объект — «Храм с ковчегом».
В тайнике под его алтарем при раскопках нашли ларец-реликварий из чистого серебра. Сейчас он хранится в Эрмитаже. Ковчег украшен чеканными изображениями Христа, Петра и Павла. На крышке четыре креста. На дне снаружи и на крышке изнутри — четыре клейма времени императора Юстиниана.
Следуя дальше, мы добираемся до центра города. Видим главный дворик архитектурного заповедника. Здесь в прошлом был христианский монастырь и в планах значится вернуть ему территорию. Оставив при этом возможность туристам посещать древний город.
…Перед нами Владимирский собор, который возвели в честь крестителя Руси на месте, где в античные времена была центральная площадь – агора. Здесь, кстати, проходило народное собрание и говорили о самых важных вопросах. На этом же месте херсеноситы, эфебы, давали присягу на верность городу: клялись, что не предадут город. После этого их считали полноправными гражданами полиса. Эта яркая традиция, кажется, проходит через века, получая все новое и новое звучание.
Собор в честь князя Владимира, принявшего в Херсонесе христианство, возвели много позже тех событий, которым он посвящен. Храм открыли при императоре Александра III. Но до наших дней он не дошел. В годы Великой Отечественной войны на его крышу упала авиабомба, но не взорвалась. И все-таки фашисты позднее разрушили собор. То, что мы видим сейчас, — реконструкция.
Идем по прямоугольным кварталам. Выходим к руинам, которые переносят нас не только в древний мир, но и средние века. Вот знаменитая базилика, открыточный вид Херсонеса.
Слово «базилика» означает царский дом, его возводили для базилевса. Затем перестраивали для раннехристианских храмов. Объект в Херсонесе прослужил до десятого века.
«Три нефа базилики имели различные функции. Боковые с колоннадами по шесть опор были украшены мозаичными полами. В центральном нефе располагались мраморные плиты», — сообщил экскурсовод.
Звонкий памятник
«Еще одним символом Херсонеса и Севастополя является «Туманный колокол». Он, конечно, никак не относится к истории древнего города. Но, тем не менее, не упомянуть его не имею права», — говорит Дмитрий Бражников и уточняет, что история колокола началась в 18 веке. Его отлили из пушек, которые сняли трофеями с захваченного турецкого судна.
«В Таганроге переплавили на колокола. И по указу Александра I отправили в Севастополь — для нужд флота и украшения культовых зданий», — отметил наш гид.
Этот колокол разместили в самом центре города — на звоннице одного из соборов. Но затем увезли и очень долго ничего о нем не знали. Оказалось, что полвека он находился на готической звоннице знаменитого Нотрдам де Пари. Во Францию колокол тоже в качестве трофея отправился после Крымской войны. Только в начале двадцатого века его возвращают в Крым. Но с приходом советской власти звонкий символ вновь убирают подальше от глаз.
А вот почти сто лет назад его поместили на берегу уже в качестве «звукового маяка»: сообщали с его помощью о плохой погоде, отсюда и название «Туманный колокол». Кораблям давали понять, что здесь берег и лучше не приближаться. С приходом локаторов этого уже не требовалось. И колокол превратился в экспонат. А однажды – и в актера. Его показали в «Приключениях Буратино». Рядом с ним герой зарыл монетки по совету лисы Алисы и кота Базилио. А прямоугольные кварталы Херсонеса в фильме превратились в то самое «Поле чудес».
Сегодня по нему бродят туристы и тоже ищут монеты. А вдруг повезет? Нам с сыном повезло! У самого колокола мы увидели чуть поржавевшие, но от этого только больше похожие на древности, современные рубли. Показали их мальчику, который шел рядом, и увидели блеск в его глазах: «Настоящие монетки!».
Золота мы, конечно, не нашли. Но почувствовали себя в сказке. И полюбовались множеством глиняных черепков. А еще мраморными камешками, обкатанными морем. Ну, а в коробочку с нашими туристическими трофеями, где уже лежала зеленая 200-рублевка, с которой в Херсонесе мы сверяли виды памятников (колокол на купюре тоже есть), положили найденные на «Поле чудес» монетки.
Лев Иванов
«Новый Херсонес»
28 июля, в День крещения Руси, в Севастополе торжественно открыли музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес» и у Свято-Владимирского собора появился памятник князю Владимиру.
«Выбор, сделанный более тысячи лет назад святым равноапостольным князем Владимиром — стал знаменательной, поворотной вехой в истории Отечества, положил начало формированию единой российской нации», — отметил в поздравительном адресе по случаю праздника глава государства Владимир Путин.
Он отметил, что в короткие сроки создано современное, комфортное пространство, отреставрирован собор, возведены новые музейные комплексы. Херсонес, по его словам, станет крупным просветительским, научно-исследовательским и туристическим центром. Вот, какие поражающие воображение объекты расположены здесь на площади в 24 гектара.
Владимирский собор
Первый храм в Российской империи, построенный в византийском стиле при императоре Александре III, находится, конечно же, в центре внимания «Нового Херсонеса».
Музей христианства
Это первый в своем роде музей в России. Находится вблизи места, где крестился князь Владимир.
Музей Крыма и Новороссии
Комплекс с иммерсивными залами, историческими реконструкциями и мультимедийными инсталляциями. Экспозиция знакомит с историей региона с древнейших времен до наших дней. Фасад музея украшен историческими барельефами.
Музей античности и Византии
Здесь выставлены более четырех миллионов экспонатов из старых и новых коллекций.
Грифон Арена
Современный амфитеатр для спектаклей, концертов и других массовых мероприятий.
Храм-парк
Святилище под открытым небом и прекрасная зеленая зона с уникальными архитектурными композициями.
Екатерининский парк и река Гераон
В результате новых раскопок была открыта подземная река, которая стараниями архитекторов и инженеров снова украшает херсонесский пейзаж. Считается, что она когда-то определила место основания города на засушливом ныне полуострове. Рядом находится живописный парк со скульптурными и ландшафтными композициями, обустроена прогулочная набережная.
Археологический парк
Здесь под открытым небом можно увидеть руины, найденные во время раскопок, проведенных перед строительством «Нового Херсонеса».
Ремесленные мастерские
Херсонеситы производили практически все, в чем нуждался город: ковали и лили металл для хозяйственных и военных нужд, изготовляли материалы для строительства и ремонта, снасти для рыбной ловли, керамику, ткани… Теперь можно увидеть, как это все делали.
Монетный двор
Объект, посвященный усадьбе, в подвале которой во время раскопок нашли заготовки для монет.
Античная усадьба
Реконструкция объектов сельскохозяйственной округи (хо́ры). У большинства усадеб в центре был дворик, вокруг которого строили жилые и хозяйственные постройки, а также башни, позволявшие укрыться от варваров.
И это не все объекты «Нового Херсонеса». Есть еще несколько культурных центров. А также гостиницы, кафе и таверна. Весь этот огромный музейно-храмовый комплекс ждет паломников и туристов.