Домой Газета Рождественское послание

Рождественское послание

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Работа воспитателя Богданихского детского сада "Улыбка" Вериной Ирины Юрьевны, занявшей 3 место в областном конкурсе "РУССКОЕ РОЖДЕСТВО" в номинации "Рождественская открытка" ( в возрастной группе старше 16 лет)

Возлюбленные о Господе архипастыри,

всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сёстры!

Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4, 3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми.

Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаём удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряжённом ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт. 49, 10): Царя праведного и спасающего (Зах. 9, 9), на имя Которого будут уповать народы (Ис. 42, 4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времён, Младенец родился нам (Ис. 9, 6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф. 3, 19), послала в мир не ходатая, не ангела, не сильного и могущественного правителя, как думали люди, – Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла.

Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель – Царь царей и Владыка Вселенной – явился миру не под торжественные звуки трубного гласа (Пс. 150, 3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк. 2, 15).

В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет «в пределах унижения показать образ добродетели», – размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая не ищет своего (1 Кор. 13, 4–5), не выставляет себя напоказ и не требует почёта и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби. «Именно поэтому, – продолжает вселенский учитель Церкви, – Господь принимает моё тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, даёт мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни» (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни – Самого Господа, из Которого всё, Им и к Нему (Рим. 11, 36).

Любовь – настоящая причина и движущая сила Божественных поступков. Он привёл в бытие мир и сотворил человека, щедро наделив его дарами. По любви пришёл спасти его, когда тот отпал от общения со своим Творцом. По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы и мы любили друг друга (Ин. 14, 34). Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого прежде всего необходимо открыть и отдать своё сердце Богу. Только Он может изменить и расширить его, чтобы оно, ныне такое немощное и ограниченное, стало способным вместить в себя и ближних, и дальних, и благотворящих, и обидящих нас – всех тех, кого мы призваны любить по заповеди Христовой, подражая в совершенстве нашему Небесному Отцу (Мф. 5, 48).

Склоняясь в молитве перед Новорожденным Богомладенцем, подумаем, а какой же дар предложим Владыке Вселенной? Может ли быть вообще нечто достойное и соразмерное величию Превечного Творца? Да, есть такой ценный дар, которого более всего желает Господь: наше смиренное, любящее и милующее сердце. Будем же прославлять Воплотившегося Христа не только прекрасными песнопениями и поздравительными сообщениями, но прежде всего – добрыми делами. Поделимся светлой рождественской радостью с нуждающимися, согреем нашей заботой ближних, посетим больных и обременённых скорбями. Утешим и поддержим унывающих, покроем молитвой всех в смятении и печали сущих.

Великая спасительная сила любви исцеляет равнодушие и злобу, врачует ненависть и обиды. Она смягчает нравы ожесточённых и исправляет многие кривизны общественных отношений! Если будем поступать так, воистину исполним своё высокое христианское призвание, ибо этим излиянием любви, по слову преподобного Исаака Сирина, мы уподобляемся Богу (Слова подвижнические. 48).

Тайна Боговоплощения – это тайна реального присутствия Бога в мире. Апостол и евангелист Иоанн, прозревая жизнь будущего века, свидетельствует о всецелом пребывании Господа с людьми: «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3). Однако эта неизреченная тайна Божественного присутствия начинает осуществляться уже здесь, на земле, ибо с Рождеством Спасителя исполнилось время и приблизилось Царствие Небесное (Мк. 1, 15). Мы зримо входим в эту реальность, образуя Единую Святую Церковь Христову, чрез Которую все мы, мои дорогие, являемся посланниками и представителями сего Вышнего Царствия любви. Это удивительное и глубокое переживание «с нами Бог» составляет сущность тáинственной, сокровенной жизни Церкви.

Будем помнить о том, что, если Сам Вседержитель – Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр. 22, 13) – заключил в Свои объятия человеческую историю и обещал пребыть с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), то нам нечего страшиться и бояться тревожных обстоятельств нынешнего времени. Откликаясь на великую любовь Спасителя, научимся же полностью вверять себя Господу и уповать на Его благой Промысл, дабы и до Второго славного пришествия Христова даже до последних земли (Ис. 8, 9) с дерзновением и радостью свидетельствовать,

яко с нами Бог!

 

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

Рождество Христово

2023 / 2024 г.

Москва

 

 

Рождественское послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Рождество Христово

2023/2024

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!», — воспевается за нынешним богослужением. Это призыв к каждому из нас не только славить и встречать сегодня своего Спасителя, но и устремляться душой к Нему.

Рождество Христово стало следствием неизмеримой любви Творца к людям. Каждый человек призван к особому служению в мире. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя», — такие удивительные слова читаем мы в Священном Писании (Иер. 1, 5). Они обращены к избранным, однако таковыми являются все православные христиане. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод», — говорит Господь своим последователям (Ин. 15, 16).

Плод, который мы можем сегодня принести своему Создателю, те самые золото, ливан и смирна, поднесенные волхвами народившемуся в мир Богомладенцу – наше следование за Христом, возрастание в Нём, уподобление Ему, в том числе в делах милосердия по отношению к ближним.

Святые отцы подчеркивают, что всё это невозможно без помощи Божией. Бог в своей безмерной любви готов всегда подавать её каждому.

«Господь милосерд; Ему приятно оказать милость и спасти человека», — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин.

«Милосердие Его непостижимо, подобно тому, как непостижим Он Сам. Не столько ты желаешь, чтобы прощены были тебе грехи, сколько Бог желает простить грехи твои», — восклицает святитель Иоанн Златоуст. «Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостью», — говорит преподобный Исаак Сирин.

Творец желает не просто нашего избавления от мук и страданий, но дарует нам нечто гораздо большее. По словам святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Читающие Псалтирь встречают там такие слова «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81, 6).

Святитель Кирилл Александрийский утверждает: «Богами по благодати мы становимся, когда принимаем с помощью Духа Святого Рожденного Отцом Сына Божия».

Рождество Христово таким образом дает нам возможность не только вечной жизни, но и непрестанного возрастания в ней.

Переданные нам упования воистину поразительны. Апостол Павел восклицает: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Но как же воспринять эти божественные дары, стать достойными любви нашего Творца и Промыслителя? Как можем мы, грешные люди, надеяться на спасение?

Апостол Лука передает такие слова Христовы: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Прямо здесь и сейчас даны нам и практические возможности для следования по пути народившегося сегодня в мир Богомладенца. Вот как описывает их святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца».

«Мы видим, что в нас есть Христос, Он вечно рождается в каждом. С этого дня снова не затемняйте лика Богомладенца в себе», — утверждает один из самых удивительных русских святых XX века священномученик Сергий Мечев. «Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды», — писал на шестнадцать веков раньше святитель Григорий Богослов.

Пусть же Рождество Христово станет непоколебимым фундаментом веры и залогом нашего спасения в вечности.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13, 13).

 

+ИОСИФ

Глава Ивановской митрополии

митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский

 

Рождество Христово

город Иваново

25 декабря 2023/7 января 2024 года