Что мы знаем о выдающихся учителях России? Константин Ушинский ратовал за сохранение самобытности русской культуры и языка, Лев Выготский связал воедино педагогику и психологию, Антон Макаренко учил, что личность надо воспитывать в коллективе. Василий Сухомлинский объявлял ребенка высшей ценностью и радостью, а Симон Соловейчик призывал к сотрудничеству ученика и учителя.
На самом деле за всю историю в педагогике оставили свой след более 150 выдающихся личностей – от первых «учителей» Ильи Муромца, Владимира Мономаха и протопопа Аввакуума к великому Петру I, затем к эпохе Ломоносова и до наших дней. Радищев, Бестужев, Карамзин, Герцен, Огарев, Толстой, Розанов, Рерих, Циолковский, Бердяев, Луначарский…И современники — Борис Никитин, автор концепция семейного воспитания, Шалва Амонашвили – гуманной педагогики, и многие другие.
Год 2023-й. В России это — Год педагога и наставника, который задумывался, чтобы поднять престиж учителя, последний раз под этим лозунгом проходил 2010 год. Государство озаботилось решением таких проблем учительства, как большая нагрузка педагога, отчетность, отнимающая много времени, педагогический коллектив, состоящий из женщин более чем на 80% и с большим стажем работы, нехватка молодых кадров, невысокая зарплата. Ивановские областные депутаты недавно сообщили о мерах поддержки учительства в этом учебном году.
Известный политик Голда Меир утверждала: «Если государство хочет добиться успеха, то оно должно сделать 3 этих профессии самыми почётными и высокооплачиваемыми в обществе: учитель, врач и военный». Как менялся престиж учительского труда в нашей стране за последнее время, можно проследить по образам учителей, созданных кинематографом. Если в СССР учитель в фильмах – образец для подражания, то в 90-е годы – не очень успешный профессионал, в 2000-е – маргинал, в 2010-е – боец, в наше время герой фильмов — человек, возвращающий авторитет учителя.
Удивительный факт: с греческого языка «школа» переводится как «досуг», «отдых». Оказывается, в древней Греции на полукруглых скамьях для отдыха первоначально собирались для разговора по душам ораторы и слушатели. И только гораздо позднее собрание тех, кто передавал и получал знания — учителей и учеников — стало называться школой. Улыбнемся происхождению самого главного слова в нашей жизни – и пусть обучение станет и работой, и радостью одновременно. Поздравляем всех педагогов с Днем учителя и благодарим их за самоотверженный труд!
И, как всегда, статистика.
По данным Министерства просвещения РФ, всего в России в 2022 году — 39,4 тыс. школ (организаций, работающих по программам общего образования). Из них в сельской местности находится 55,9% школ. В РФ — 17,7 млн учащихся (обучающихся по программам общего образования). Большинство учащихся — из городской местности, 13,7 млн. Это объясняется тем, что, хотя большее число школ в России находится в селе, наполняемость классов там гораздо ниже. В России 2,2 млн человек составляют работники системы общего образования, из них -1,1 млн учителей.
В Ивановской области в 2022 году насчитывалось 263 организации общего образования: 161 – в городской местности, 102 – в сельской.
Обучающихся в нашей области -104,9 тыс.человек ( В 2021 году – 102,2 тыс.). Из них — 92,9 тыс. городских школьников и 12,0 тыс. сельских. Всего в Ивановской области 10,2 тыс. работников в системе общего образования. Из них: 925 человек – руководители, 6,4 тыс.человек – педагогические работники, из которых — 5,8 тыс. учителей (Сравним: в 2021 году учителей в нашей области насчитывалось 5,5 тыс.человек).
По численности учителей наш регион находится на 3 месте после соседних Ярославской (8,5) и Владимирской (8,3) областей, а на 4 месте (4,7 тыс.) – Костромская область. В Москве работает почти 65 тыс., в Петербурге – около 35 тыс. учителей.
В Ивановской области на одного педагогического работника в 2022 году приходилось 17 обучающихся. Для сравнения: такая же нагрузка – на педагогов в Севастополе.
Во Владимирской области – 16, в Ярославской – 14, в Костромской – 13, в Петербурге – 12, в Москве – 10 учеников.
Отдел информации Ивановостата