Еще три года назад трудно было представить, что пригородные автобусы не будут стоять в пробках и выбиваться из расписания. С появлением «Орланов» все изменилось. Дороги для них всегда открыты, ведь эти автобусы — рельсовые. Стоимость проезда вполне сопоставима с автотранспортом, а вот условия в салоне — намного лучше.
По случаю Дня железнодорожника, а также грядущего юбилея «Северной железной дороги» новую в области сеть пригородного сообщения, получившую название «Ивановские радиусы», презентовали журналистам и блогерам из нескольких регионов. Возможность больше узнать о проекте, а также окунуться в богатую историю магистрали, представилась и корреспонденту «Нашего слова».
Импульса к развитию малых городов
Жителям Ивановского района транспорт с названием гордой и стремительной птицы, кажется, близок еще и по духу. Ведь центральное место в официальной символике нашего муниципалитета занимает орел.
«Орланы» делают остановки на станциях Кохма, Строкино и Ермолино. Попасть в этот список надеются и жители Подвязновского. Рельсовые автобусы меняют не только географию перевозок, но и качество нашей жизни. Выбор мест для работы, учебы и отдыха значительно расширяется. Это первостепенно важно для развития малых городов.
«Для чего мы «Орланы» запустили? Мне кажется, это важнее «Ласточек», потому что нужно обеспечить, чтобы люди комфортно передвигались внутри региона», — не раз отмечал губернатор Станислав Воскресенский.
Немного статистики. В Ивановской области рельсовые автобусы заменили все пригородные поезда. В Ярославской – только половину. Такой же показатель в Архангельской области, с которой нас связывает «Северная железная дорога». Повод для гордости есть не только в сравнении с соседями. В прошлом году проект региона отметили всероссийской премией «Формула движения», признав лучшим решением в области пассажирского транспорта.
Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрий Вавринчук рассказал нам, что по новой сети ежедневно курсируют 44 современных дизельных поезда, и перевезли они уже более 2 миллионов пассажиров.
К «Орланам», как всему хорошему, мы привыкли быстро. А вот 155 лет назад, когда начиналась история «Северной железной дороги» и на смену уже неудобному речному транспорту стали приходить паровозы, к техническим новинкам присматривались очень и очень долго.
«Посильнее, чем рубить окно в Европу»
Участок, соединяющий Иваново и Шую, самый старый на «СЖД». Со дня открытия движения по нему и ведут отсчет истории магистрали. Это произошло 16 сентября 1868 года. Шуйско-Ивановская железная дорога вошла в состав Московско-Ярославско-Архангельской, душой которой был Савва Мамонтов.
У памятника этому известному промышленнику и меценату, установленному рядом с вокзалом Ярославль-Главный, начальник вагона исторического наследия Анна Борисова рассказала нам о совершенно удивительной судьбе «северного пути». Открыть «край непочатых сокровищ», с его лесом, пушниной и рыбой, для центральных регионов страны молодого Мамонтова убеждал общественный деятель Федор Чижов: «…Я думал, Савва, я много думал. Север — это мой завет. Мы живем мелко… Кругом алтынники… Вздыбить Север — это будет посильнее, чем рубить окно в Европу».
Савва Иванович обожал русский север. Но люди не верили, что дорога к нему так нужна (был ведь путь по Северной Двине). А газеты еще и тиражировали страхи. «Люди боялись железной дороги, говорили про поезд «пыхтящий черт». Считали, что рядом с магистралью куры не будут нестись, а коровы не дадут молоко», — отметила Анна Борисова.
Не верили в успех дела и власти, пока на Всероссийской промышленной, торговой и художественной выставке в Нижнем Новгороде Николай I не посетил «Северный павильон». В нем были шкуры белых медведей и костюмы поморов. Украшением павильона стали и пейзажи, написанные Серовым и Коровиным. Не меньше взглядов притягивал живой тюлень, доставленный с Ледовитого океана. Императора он привел в восторг. Павильон выставки, ставший PR-проектом той поры, принес успех Савве Ивановичу.
Мечта Мамонтова сбылась в Иванове
Меценат считал, что прекрасное должно преобладать над бытовым, а народ — привыкать к красивому везде: в храмах, на улицах и, конечно, на вокзалах. Именно поэтому он отправил в командировку по Северной Двине именитых художников, которые писали этюды и подбирали натуры для фресок, панно и мозаик для украшения будущих вокзалов. Они должны были стать художественными галереями, открытыми для всех.
Полотна, привезенные из экспедиции, оказались настолько хороши, что помещать их на вокзалах посчитали недопустимой роскошью. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. А вот идея вокзала в виде арт-пространства совсем недавно нашла воплощение в нашем областном центре.
«Синий зал» отреставрированного ивановского вокзала, с комфортными скамьями из натурального дуба, билетными кассами и узорами на колоннах в духе агитационных ситцев, предназначен для ожидания поездов. «Красный» — стал площадкой выставок, а также всевозможных фестивалей и концертов. Блогеры из соседних регионов завистливо отметили: «Не ожидали от Иванова!», «У вас здесь балы можно закатывать!».
Сейчас наш вокзал является образцом конструктивизма и одним из самых больших и красивых вокзалов в стране. Однако во времена Саввы Ивановича он выглядел иначе и представлял деревянное здание с резными наличниками. Объект дошел до наших дней и располагается сбоку от основного комплекса.
Брат-близнец этого первого вокзала встречает пассажиров в Шуе. Для столицы «Русского Рождества» он стал одной из визитных карточек. В дни праздника в город на Тезе прибывает паровоз со старинными вагонами, а на перроне появляются дамы в кринолинах. Летом, по случаю визита гостей, нас встретили такие же «пассажиры». Только вместо меховых муфт они прихватили кружевные зонтики.
Дома для тепловозов, которые везут «Ласточки»
Впечатление на блогеров нескольких регионов, совершивших пресс-тур по Ивановской области, произвело и эксплуатационное локомотивное депо областного центра. История у него тоже давняя. Мастерские по ремонту паровозов и вагонов построили на станции Иваново-Пассажирская полтора века назад.
Объемы работы постоянно росли, поэтому в 1910 году возвели новое депо веерного типа. Ремонт паровозов, вплоть до капитального, вели практически вручную. В 1933 году на станции Иваново-Сортировочная создали новое депо. Его развивали с расширением модельного ряда паровозов. Больше полувека назад сюда поступали паровозы серии «Л», которые работали в поездах грузового и пассажирского движения до 1973 года. Затем начался перевод движения на тепловозную тягу и в депо поступили тепловозы серии «ТЭ7».
Сегодня специалисты обслуживают более 130 грузовых и пассажирских локомотивов, в том числе современные грузовые тепловозы. Кроме того, в депо также дислоцируются и проходят техническое обслуживание 8 тепловозов «ТЭП70БС», задействованных в движении поездов «Ласточка» на двух участках: Иваново – Москва и Иваново — Нижний Новгород. Отработать навыки управления такими поездами можно в уникальной кабине-тренажере. Иллюзия движения в ней создается благодаря видео, записанному по пути следования состава, а также различным динамическим приемам. Инструктор комплекса Александр Галкин помог журналисту «Нашего слова» почувствовать себя в роли машиниста. Подробнее об этой виртуальной поездке мы еще расскажем.
Леонид КИЯШКО, фото автора