Домой Газета Врата учености Валентины Марычевой

Врата учености Валентины Марычевой

В деревне Ломы и других близлежащих населенных пунктах Коляновского сельского поселения Ивановского района хорошо знают Валентину Марычеву. Она ветеран труда и педагог, всю жизнь посвятила школе и детям. Все ученики Валентины Николаевны, а их количество не сосчитать, относятся к ней с глубоким почтением и уважением. А что может быть для педагога ценнее, чем долгая память его воспитанников!

Валентина Николаевна Марычева

1 февраля Валентина Николаевна отметила 90-летие. С большим юбилеем ее поздравляли не только родные, но и ученики, представители районной и сельской администрации, а также ветеранской организации. А «Нашему слову» Валентина Марычева рассказала о своем военном детстве и любимой профессии.

С хлебом-солью

Валентина Николаевна родилась в селе Богородское в 1933 году в большой рабоче-крестьянской семье. Она была двенадцатым ребенком у своих родителей. В 1940 году большая семья переехала в Иваново. Родители с детьми поселились в доме на улице Калинцева на «Сортировке». Спустя год началась война…

Трое старших братьев маленькой Вали отправились на фронт. Двое из них не вернулись живыми. Анатолий и Николай пропали без вести: один — в Крыму, второй — в районе города Велиж. Старшая сестра Валентины Екатерина в войну была на трудовом фронте. А до этого она работала на фабрике. Однажды сотрудников собрали и отправили в город Горький рыть окопы. Зима в тот год была суровая. Многие женщины не вернулись домой — замерзли. А Екатерина выстояла.

Тяжелое военное время Валентина Николаевна вспоминает со слезами на глазах. Особенно в войну не хватало хлеба, говорит она.

— Я помню, как мы с мамой пошли в магазин. Там можно было получить всего 150 г черного хлеба на человека. Пока возвращались, я этот кусочек от голода весь обкусала. Мне стало стыдно, а мама даже не отругала за это, — вспоминает ветеран.

Не было в войну и соли. Вместе со своей мамой маленькая Валя часто ходила пешком в местечко Соснево за водой на источник. Дома жидкость выпаривали, и на дне посуды оставалась соль. Ее и использовали в пищу.

Валентина Николаевна признается, что в войну она спала беспокойно. Перед окнами дома, где жила ее семья, стояли зенитные установки. Они охраняли небо от фашистов, днем и ночью стреляли.

— Я спала между печкой и стеной на деревянном настиле. Однажды я с него спускалась и упала. В итоге разбила голову. И тут началась воздушная тревога, «зенитки» стали стрелять. Мама подбежала ко мне и заплакала. Она не знала, как остановить кровь, которая текла по моей голове, и за помощью бежать не могла — на улице было опасно. Но тогда все обошлось. Однако вскоре случилось другое несчастье — не стало мамы. Это было в 1944 году. Она вытаскивала тяжелую чугунную посуду из печки и внезапно почувствовала боль в животе. Маму увезли в больницу, и там она умерла от острого аппендицита. А я еще долго ждала ее возвращения, не верила, что мамы больше нет, — сказала Валентина Николаевна.

Быть как Зоя Афанасьевна

В войну Валентина Марычева училась в 22-й железнодорожной школе-семилетке, которая располагалась рядом с ее домом. Вскоре здание определили под госпиталь, а детей отправили заниматься в бараки. Однако в родных стенах школы ребята часто бывали.

— Мы ходили в госпиталь  к раненым, ухаживали за ними, хотя сами еще были детьми. Там мы помогали санитаркам, писали письма со слов солдат их родным. Устраивали раненым и небольшую культурную программу: кто-то из нас танцевал, кто-то стихи читал, а кто-то песни пел. Например, любили исполнять «Вставай, страна огромная!», «Катюшу» и другие, — отмечает ветеран.

С любовью она вспоминает свою учительницу Зою Афанасьевну. К своим ученикам педагог относилась, как к родным детям. Она каждому уделяла внимание и называла ребят «дочками» и «сыночками».

В школе Валя была прилежной ученицей. Учителя посоветовали ей после окончания семилетки поступать в педагогический. Девочка так и сделала. Она успешно прошла все вступительные испытания в ивановское педучилище на направление «начальные классы» и стала студенткой.

— Я всегда старалась хорошо учиться. Перед моими глазами был образ братьев — прилежных учеников. Старший, например, хорошо учился в педагогическом институте. Впоследствии он в разное время был директором нескольких сельских школ. Когда училась, всегда вспоминала и Зою Афанасьевну. Я хотела быть похожей на нее — стать такой же доброй учительницей, как была она, — добавляет Валентина Николаевна.

Самым ее любимым предметом в училище стала математика. С цифрами она легко справлялась. На прилежную студентку сразу же обратили внимание в учебном заведении. Вскоре Валентину направили вести арифметику в балахонковскую школу. Это было в 1952 году.

Валентина Николаевна хорошо помнит своих первых учеников. Некоторые из них были ее ровесниками. Ребята так тепло приняли молодого специалиста, что всегда защищали и оберегали ее. Наиболее активные из них перед уроком арифметики напоминали одноклассникам о недопустимости нарушения дисциплины, а баловников они вообще не пускали в класс, в котором вела занятие Валентина Николаевна.

В балахонковской школе молодой специалист отработала год. Также Валентина Николаевна прошла курсы повышения квалификации в педагогическом институте. В 1953 году она перешла работать в михалевскую (панеевскую) школу учителем математики. Спустя пять лет Валентина Николаевна начала вести уроки у ребят начальной школы.

Год Валентина Николаевна вела уроки в балахонковской школе

Учитель и директор

В михалевской школе она проработала до 1969 года. За это время у Валентины Николаевны родились две дочери. Но личная жизнь у нее не сложилась, поэтому детей педагог воспитывала одна. Валентина Николаевна посвятила себя не только своим дочерям, но и ребятам, у которых вела уроки. С отстающими учениками она часто занималась дополнительно. А вскоре педагог стала и наставником для студентов.

— В михалевской школе меня и ребята любили, и коллектив здесь был замечательный. Как мне не хотелось расставаться с ним! Но все-таки пришлось. Меня вызвали в отдел образования и сказали, что назначают заведующей базовой школой педучилища в Ломах. Туда я с детьми и переехала. В работу я сразу же окунулась, как говорят, с головой. Нужно было вести уроки для своего класса и показательные занятия для студентов ивановского педучилища, пединститута и шуйского пединститута, быть наставником для тех, кто делает первые шаги в профессии. Позднее мне вручили похвальную грамоту за работу со студентами. Также одно время я вела курсы для педагогов в Институте усовершенствования учителей, — пояснила она.

В школе Валентина Марычева сначала вела арифметику и математику и только потом стала учителем начальных классов.

Сначала учитель вместе с дочерьми жила при школе. Через несколько лет ей предоставили ведомственное жилье. В этом доме в Ломах Валентина Марычева живет до сих пор.

В 1979 году школу в деревне закрыли из-за того, что не было учеников. Здание отдали под санаторий, а Валентина Николаевна вернулась в михалевскую (панеевскую) школу, а позже перевелась в никульскую школу, где до 1992 года работала учителем и директором. Потом она ушла на заслуженный отдых.

Дочери Валентины Николаевны выросли. Старшая Елена училась в ярославском педагогическом институте. Но в итоге долгие годы она проработала военным топографом. Младшая Вера окончила московский институт связи. Она работала в подразделении «Телекома».

У Валентины Николаевны есть две внучки. Одна пошла по стопам своей бабушки и работает учителем английского языка. Вторая по профессии дизайнер. Она окончила санкт-петербургскую академию художеств. Есть у ветерана и правнуки — их десять. Старшие учатся на актера и кинолога, младшие — школьники, они пока выбирают будущую профессию. Возможно, кто-то из них все же станет учителем, как их прабабушка.

Алена КОРОЛЕВА