Председателю совета ветеранов Ивановского района О.И. Крамской исполнилось 70 лет. По этому случаю предлагаем читателям нашей газеты интервью с юбиляром.
— Ольга Ивановна, немало прожито и пережито, много хорошего сделано, а чувствуете ли себя счастливой?
— Неожиданный вопрос. Об этом не думаешь в череде ежедневных дел. Шагаешь себе и шагаешь, а всякие философские мысли появляются, когда выпадает передышка. Вот у меня сейчас такой миг и настал.
Счастливый ли я человек? Счастливый. Я родилась и выросла в деревне Никульское, здесь и сейчас живу. В большой крестьянской семье была старшей из пятерых детей. С малых лет рано вставала, потому что надо было до прихода пастухов пасти корову возле дома. Потом мама затапливала русскую печь и уходила на работу, а я начинала готовить еду на целый день. Работы по дому, в огороде всегда было много. На мои жалобы, что братья и сестра не помогают, убегают гулять, бабушка говорила: «Делай добро — вернется добром». По этой заповеди живу до сих пор. Много добра сделано и много в ответ получено. Так что права была моя бабушка. Теперь сама внушаю эту науку своим внукам и правнукам.
А понятие о счастье, наверное, у каждого человека своё. У одного это материальное благополучие, у другого карьерный рост, у третьего семейная идиллия… Меня делает счастливой ответная доброта тех, о ком я позаботилась, к кому проявила внимание, помогла.
— У вас много друзей. Это тоже возвращение добра?
— Конечно!
— Кроме того, что вырастили своих двух сыновей, вы еще и подняли на ноги девочку-сироту. Чувствуете ли, что это добро возвращается?
— Танюшку я растила, воспитывала с семи лет. К домашним делам, к земле приучала. Теперь радуюсь, что вырос хороший человек. Она уже взрослая, получила профессию, работает, замужем. Живет отдельно, но часто приезжает, помогает по хозяйству. Я держу кур, индюков, разговариваю с ними, и Таня старается делать так же. А недавно в порыве откровенности говорит мне: «Как я тебя люблю!». Разве всё это не возвращение добра?
— Ольга Ивановна, с раннего детства и по сиё время вся ваша жизнь в труде. Расскажите, где вы работали до того, как возглавили районную ветеранскую организацию, что особенно запомнилось и почему.
— В 1970 году после окончания средней школы устроилась на работу в Ивановский сельхозинститут лаборантом. Потом с 1976 года двадцать лет проработала в Учхозе в должности техника-семеновода по картофелю, заочно окончила институт, получила специальность агронома.
В 1996 году меня избрали председателем профкома Учхоза. В этой должности трудилась пять лет, потом еще пять лет была управляющей вторым отделением Учхоза. Это в Востре, рядом с моей деревней Никульское. С 2006 года по 2008-й работала заместителем председателя Совета Ивановского муниципального района на освобожденной основе. В связи с выходом на пенсию организовала домашнее фермерское хозяйство. Держала коров, свиней, занималась птицеводством. Всё рухнуло неожиданно из-за африканской свиной чумы. Откуда она взялась у нас неизвестно. Скотный двор пришлось сжечь, живность перевести.
И с ноября 2013 года работаю председателем совета районной ветеранской организации. Сменила на этом посту Валентину Михайловну Исаеву. Интересно и непросто работать, ведь у нас на учете более пяти тысяч человек, по несколько первичек в каждом сельском поселении.
Такова моя трудовая биография. А что особенно запало в душу, сразу и не вспомнишь.
— Расскажите о самом главном.
— Мне повезло — довелось работать с умными и сильными руководителями. Директором Учхоза был Виктор Ильич Бодров. Человек умный, волевой и целеустремленный. В своё время награжден золотой медалью ВДНХ, удостоен звания «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ». У него я училась заботе о людях, то есть доброте. Его огромные усилия по строительству жилья, новых механизированных ферм были заботой об условиях труда и быта работников совхоза. А строительство дома культуры? Начал с идеи клуба в Чернореченском, а добился возведения здания, которое тогда можно было назвать дворцом.
Виктор Ильич умел заразить идеей, энергией. Часто был горяч, но отходчив. Когда я работала председателем профкома, а время было очень тяжелое, безденежное, он умудрялся обеспечивать регулярную выдачу зарплаты. Врезался в память такой случай. Мы тогда ввели с ним форму поддержки семей с детьми — от совхоза в подарок первоклассникам покупали рюкзаки. В августе приношу ему на подпись список работников, чьи дети пойдут в первый класс. Он читает и говорит: «Эту рабочую я вычеркиваю. Она пьет, каждый месяц увольняем». Так ребенок-то, не виноват, говорю, ведь мы же каждый месяц её обратно принимаем. «Сказал — нет, и точка».
Полдня прошло, а у меня на душе кошки скребут: ведь обидим не мать, а ребенка. Пошла снова, а директора нет, куда-то уехал. Сижу в приемной, и как раз директор возвращается. «Зайди», — бросил мне и прошел в кабинет. Я за ним. «Ладно, оставь её в списке. Ребёнок действительно не виноват».
С Шиловым (председателем районного Совета) я работала три года, будучи депутатом. Юрий Павлович был всегда сдержан, спокоен, уважителен, независимо от социального статуса человека. Но роднит обоих этих руководителей доброе отношение к людям. Мудрость Шилова была какая-то внутренняя, неспешная. Разложит, бывало, проблему по полочкам, спокойно объяснит, почему думает так, а не иначе.
Управляющей вторым отделением Учхоза я проработала не так много — пять лет, но это было время, которое невозможно забыть. Картофельное семеноводство, на котором специализировалось отделение, уже никому было не нужно, всё шло к полному упадку. Отделение Учхоза в Востре было к тому времени не ликвидировано только по одной причине — это стало бы жизненной катастрофой для местных рабочих хозяйства. И мы тогда держались изо всех сил. Держались за ферму, потому что торговали молоком. Выращивали картошку и продавали. Капусту и свеклу в овощехранилище нашего отделения завозили из центрального отделения. Мы сортировали, всю зиму перебирали и возили в Иваново на продажу. Так могли дать людям зарплату. Пусть небольшую, но выплачивали.
Как жаль, что Востра сегодня — всего лишь спальный район областного центра, поскольку все трудоспособное население вынуждено ездить на работу в город.
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание редакции газеты и областной власти на проблему с общественным транспортом на территории Ивановского района. Перевозчики составляют графики движения, как им заблагорассудится, то есть как удобно им, а не населению. Нашим пенсионерам особенно трудно. Летом не уехать в Иваново по больничным и прочим делам из-за переполненности автобусов, а зимой из-за неудобного расписания. Во все направления рейсы сейчас делаются редко, бывает, что даже не каждый день. Раньше такого безобразия не было.
— Вы — лидер по натуре, активный неугомонный человек. В 2017 году были лауреатом районной премии «Женщина года». Наверное, звание Почетного гражданина Ивановского района вам присвоено с учетом активной общественной деятельности, как и медаль «За заслуги перед Ивановским муниципальным районом».
— Возможно, ведь я была депутатом Совета Ивановского района первого, второго и третьего созывов, длительное время работала председателем участковой избирательной комиссии Коляновского сельского поселения. То, что в настоящее время возглавляю районную ветеранскую организацию, тоже из сферы общественной работы. Именно благодаря этому у меня много друзей, которые тоже немало сил и времени отдают добрым делам на пользу людям. Отзывчивость, сопереживание, сострадание всегда сопутствуют общественной деятельности. Когда у меня сгорел дом, это случилось несколько лет назад, проявление взаимопомощи друзей было таким массовым, что я была поражена.
— Бытует мнение, что семьдесят лет — особенная дата в жизни, это и много, и мало. Как вы эту дату ощущаете?
— Пожалуй, ощущаю, как все. С одной стороны, много. Часто вспоминаются детство и юность, говорят, что это признак старения. Недуги начали прицепляться: то давление скачет, то суставы ноют.
С другой, семьдесят не так уж много. Живут же люди до девяноста и ста лет, может быть и мне повезёт. У меня сейчас два правнука. Один уже школьник, вторая в детсад ходит. Поразительно, какие смышленые современные дети. И вообще, я не согласна с мнением некоторых стариков, что молодое поколение сейчас хуже прежнего. Кто воюет сейчас за Донбасс, за нашу Родину, и воюет геройски? Молодые ребята. Так что мне больше по душе лукавая фраза Фаины Раневской: «Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней».
Беседовала Галина ДЕМИДОВА